Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 63

2)  Традиционная деятельность. Когда действие определяется привычкой. Вплоть до конца феодального общества в основном преобладали традиционные регуляторы. По мере усложнения общества они стали ломаться.

3)  Ценностная деятельность. Это когда действие определяется системой ценностей. Люди имеют представление о том, что хорошо, что плохо. Это уже более сложный тип регулирования, чем традиции.

4)  Рациональные действия. Это наиболее сложный тип регулирования. При рациональном действии осмысливаются различные моменты деятельности, чего в предыдущих типах деятельности нет. Т.е. выделяются цели, осознаются и выбираются средства деятельности, просчитывается, что получится в итоге. Имеет место ориентация на успех. Выделяется объект-субъект.

Проблема детерминации заключается в том, что человек ставит цель, выбирает средства, действует сознательно, а результат получается не всегда тот, который он задумал. Эта степень воплощения цели в результат и свидетельствует о соотношении объективного и субъективного. Сами цели всегда берутся из объективной действительности.

Они не с неба падают. Цели разнообразные и индивидуальные, здесь есть возможность выбора, поэтому результаты не всегда совпадают с целями. И эта степень несовпадения говорит о том, что по-разному субъективное с объективным соотносится. И в связи с этим можно выделить 3 типа соотношения субъективного и объективного в историческом процессе.

1 тип - стихийная деятельность.

2 тип - использование социальных законов

3 тип - сознательное историческое творчество.

1 тип при котором имеет место максимальное влияние объективного на субъективное, стихийная деятельность. Как она происходит? Люди или небольшие группы ставят перед собой цели. Обозначим их векторами. Но люди живут в обществе, друг с другом взаимодействуют. Иногда они друг другу помогают, но чаще друг другу мешают. В результате что получается? Складывается по правилу параллелограмма. Возникает некоторая равнодействующая. Между целями и равнодействующей существует полный разрыв. Равнодействующая возникает как непреднамеренный результат суммирования индивидуальных целей. Эти индивидуальные цели черпаются из повседневности сегодняшнего дня. А что получится дальше? Каждый из этих людей не может представить, что в целом для общества получится.

Например, экономические кризисы. Есть теория кризисов, и можно их предвидеть, но для каждого отдельного человека эти знания о кризисах никак использованы быть не могут. Отдельный человек не может сказать: разориться он во время этого кризиса или наоборот обогатится.

Если в начале черпается все из повседневности, это случайное, поверхностное, то в конце все суммируется, возникает общественный результат, независимый от этих целей, объективный. Здесь все цели успокаиваются, и потому возникают свойства общности, существенности и необходимости. Здесь концентрируются законы. Но эти законы отдельными людьми использованы быть не могут. Но этот общественный результат, возникший с необходимостью, независимо от сознания, ставит людей перед необходимостью считаться с ними.

2 тип - использование социальных законов. Есть здесь выступают отдельные индивиды, то существуют еще и большие социальные группы, которые борются в обществе, классы или нации, и там уже часть целей объединяется в общую цель. И эти цели могут или сталкиваться или наоборот, как-то соотносится друг с другом.

Здесь часть целей объединено в общую цель и потому из возможной равнодействующей … Здесь, зная тенденции исторического развития, эти коллективы, возглавляемые идеологами, вождями, могут использовать эти знания. Если речь идет о революции, забастовки нарастают, то правительство стремится все это подавить, либо наоборот, пойти навстречу массам. Но в конечном итоге общий результат получается из столкновений, и целиком его предвидеть нельзя. Но если одна цель видится в направлении тенденции исторического развития, то рано или поздно она победит. Но когда - неизвестно.