Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 30

Многие переживания детского возраста, опасные для человека, вытесняются в бессознательное, чтобы не разрушать психику. И вытесняются они предсознательным, которое осуществляет цензуру. Это предсознательное – это разумное я человека. Это память, это мышление. Это предсознательное вытесняет в бессознательное неприемлемые (сексуальные, эгоистические, антиэстетические, антиобщественные) идеи и желания. Но эти вредные вещи окольными путями затем снова проникают в сознание, притом в замаскированном виде, и маскируются особыми механизмами бессознательного. Это сновидения, это обмолвки, это юмор, а также явления психопатологии. Первичным источником жизненной энергии является сексуальный инстинкт, который Фрейд назвал либидо.

Фрейд разработал структурную концепцию психики. В психике есть 3 инстанции. Первая инстанция это бессознательное, которое он обозначил словом «оно», сознательное – это «я», и сверхъЯ – это представитель общества, это культура психики. Фрейд предложил психоаналитическую концепцию культуры, религии, истории. В основе ее лежит конфликт, антагонизм природного начала в человеке, т.е. сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного с одной стороны и культуры. Возникает конфликт между «оно» и тем, что его тормозит, «я», и сверхъя, т.е. культуры, которая упорядочивает все эти древние, агрессивные внутренние желания человека. Культура препятствует желанию и существует за счет сублимированной энергии либидо. Прогресс культуры лишает человека счастья. Религия представляет собой коллективный невроз.

Когда человек живет в группе, у него наблюдается любовь к лидеру, идентификация с лидером, и отказ от части собственного «я». Человек как бы объединяется с другими в этой группе через идеал вождя.

Эти идеи послужили предпосылкой для последующей концепции тоталитарного общества, которые позднее разработали эту концепцию. Это Рэй и Фромм.

Карл Юнг. У Фрейда в основном личность фигурирует. А Юнг разрабатывал теорию внеперсонального или коллективного слоя бессознательного, которое состоит из совокупности архетипов. Что такое архетип? Это прообраз древнего способа в понимании и переживании мира. Архетип это реакция на мир древних людей, который представлялся им непонятным, страшным, и к которому люди приспосабливались через объяснения и интерпретацию. Архетип нацеливает инстинкты и достигает сознания опосредованно через символы. Архетип создает сходные метафизические представления в сознании. Он носит «зачаровывающий» характер и выводит психику в демоническое, фантастическое.

Работы Юнга «Символы превращения», «О психологии бессознательного», «Психология и алхимия».

Неофрейдизм. Фромм – представляет собой ведущую личность в неофрейдизме. Он разрабатывал концепцию личности на основе взаимодействия психологических и социальных факторов. Фромм пытался соединить психоанализ Фрейда с марксистским учением об обществе. Фромм считал, что социальная структура формирует потребности человека, а антропологическая основа определяет способ существования. Фромм предложил типы социальных характеров: рецептивного, т.е. пассивного, послушного, который ожидает благ от кого-то;

эксплуататорский, это агрессивный, воинственный;

накопительский, стяжатель;

рыночный – стремящийся все менять.

В основе этих характеров лежит психологический механизм, с помощью которого люди решают свои проблемы. Это механизм мазохистский, садистский, деструктивистский и реформистский. С помощью этих механизмов люди защищаются от противоречий социальной структуры. Неуверенность и бессилие человека он может компенсировать стремлением к разрушению, к деструктивности. Или человек, когда он бессилен, может отказываться от собственного «я» и растворяться в массе, в толпе. Это установка конформизма.

Эти меры по Фромму эфемерны, и только интегральная любовь ко всему может вернуть человека к подлинному бытию. Преодолеть отчуждение, сформировать чувство уважения к жизни, сформировать чувство идентичности, сформировать чувство гармонии с природой и обществом и перейти от эгоизма к альтруизму.