Конечно, внешний мир и язык это не одно и то же. Также нельзя отождествлять сознание и язык. Внешний мир отличается от языка, и сознание не сводится к языку. Но сознание внешнего мира связано с языком и всегда представлено в языковых формах и с помощью языковых средств. Законы, причины, явления, свойства, отношения разумеется существуют как таковые, но они в человеческой голове предопределяются значениями языка, языковым средствами. Их можно понять только через язык. Они конституируются, структурируются с помощью языка. Язык представляет собой способ осознанного конструирования мира. Основная базисная функция языка – репрезентировать или представлять бытие в человеческом сознании. Язык – это универсальное средство общения. Язык отличен от сознания и имеет свои законы. Но сознание может функционировать только с помощью языка и с учетом его законов.
Преувеличивая эти моменты, возникает лингвистическая философия, философия языка, которая утверждает, что главная задача философии это прояснение языка, выделение, вычленение из слов каких-то значимостей, смыслов и т.д.
Пример. Одни и те же явления у разных народов выражаются разными словами. Иногда для обозначения определенных явлений в том или ином языке даже отсутствуют слова. Если вы послушаете юмориста Задорнова, то он часто говорит, что русский язык способен выражать оттенки, особенно оттенки чувств. А английский язык этого лишен. Там твердые, определенные суждения.
У одних народов язык пронизан мифологическими вещами, анимистическими.
Есть книжка, где местный житель северных народов, увидев моторную лодку, интерпретировал: что в лодке есть мотор, в котором живет добрый дух, и зовут его Бензин. Т.е. одухотворяет вещи.
У Брюля есть книга «Первобытное мышление», где он показывает различия между западным мышлением и мышлением первобытных африканских народов. Западный человек воспринимает природу как объект, с которым можно манипулировать. А восточный человек ощущает свою сопричастность природе. Деревья, травы для него живые, одухотворенные.
Если возьмете книги Арсеньева, то там этого много.
ПОЗНАНИЕ
Познание изучается в теории познания или гносеологии. Иногда употребляется термин эпистемология. Ее отличают от гносеологии тонкие нюансы. Задача гносеологии – выявление природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей познания, возможностей познания. Важная часть гносеологии – это методология познания. Методология также изучает опыт познавательной деятельности с целью разработки понятий и методов. Познавательный процесс представляет собой функционирование сознания. Познание определяется как обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания.
В рационалистической философии основное познавательное отношение это отношение объекта и субъекта, или субъектно-объектное отношение. Субъект познания представляет собой активное начало. Это тот, кто познает. А объект – это приложение активности, то, что познается. Трактовка категория субъекта и объекта в истории философии менялось и меняется от пассивного, созерцающего индивида до активного общественного субъекта или даже до субъекта, произвольно творящего истину. При материалистическом подходе, субъектом познания считается человеческое общество, так называемый гносеологический субъект. А отдельный человек становится субъектом познания лишь включаясь в коллективную практическую деятельность.
Объект – это действительность, включенная в практическую и познавательную деятельность. В этом смысле объект создается человеком, в том, что он выбирает из существующей, независимой от него реальности какой-то фрагмент, сферу, и делает ее предметом осмысления.
Есть внешний мир, есть вещи и явления со своими свойствами, а люди взаимодействуют с определенными аспектами внешнего мира, используют их, изменяют их. Эта часть внешнего мира, с которой активно взаимодействует человек, и попадает в поле познания. И в этом смысле создается людьми как познавательный объект.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.