Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 4

Вот как Конфуций подходит к характеристике человеческой личности: он считает, что личность человека является таковой не для себя, а для общества. Индивид – это функция в организации общества. Порядок в государстве устанавливается, благодаря идеальной всеобщности, благодаря отношению человека к природе и человеку. Порядок – это этическая категория. Порядок наполнен добродетелью, а выполнение функций на основе порядка приводит к человечности. Соблюдение порядка – это и есть человечность. Человечность – это основное требование к отдельному человеку.

Принципы: помочь другим достичь того, чего хочешь сам.

Не делать другим того, чего не желаешь себе.

Человек должен поступать так, как велит порядок и его положения.

Исправленное поведение – это поведение с соблюдением порядка.

Вот такой путь Дао. Это путь образованных, которые обладают нравственной силой. Нравственную силу обозначают термином ДЭ. Управлять должны образованные. Обладающий знаниями от рождения стоит выше всех. Несколько ниже его стоит тот, кто приобрел знания в процессе обучения. Еще ниже стоит тот, кто приобрел знания, не считаясь с трудностями. А кто не учится – стоит ниже всех.

Конфуцианство не столько изучало человека, сколько стремилось преобразовать душу и тело в нужном направлении для общества, воспитать человека. Подчеркивалось, что человек должен быть искренним, преданным, проявлять ответственность. Высший моральный порядок – гуманизм, разумность, мужество, доброта, сметливость. Политическую задачу Конфуций видел в том, чтоб упорядочить родственные отношения среди китайской аристократии, которая своими распрями ослабляла государство.

Важная китайская школа – Даосизм. Ее представитель Лао Цзы. Настоящее имя Лао Тань. В центре внимания этого философа – природа, космос и человек. Они познаются нерациональным путем, а с помощью прямого проникновения в природу существования, т.е. с помощью интуиции. Мир движется, изменяется, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Лао Цзы в книге Дао Дэ Цзинь разработал принцип Дао, как всеобщий закон и источник происхождения мира, как путь. Книга состоит из 2 частей. В первой части рассказывается о Дао, во второй о ДЭ. Дао _________ проявляется _______ , но не является самостоятельной субстанцией. Оно есть тождественность, одинаковость …. _________, только предполагающей все остальное, оно – фундамент, универсальное единство мира. Все в мире изменяется, все конечно, это возможно благодаря принципам Инь и Янь, которые находятся в диалектическом единстве. Дао – присуща творческая сила ДЭ. Через эту силу Дао проявляется в вещах, в их взаимодействии, в принципах Инь и Янь. ДЭ представляет собой индивидуальную конкретизацию вещей. Механизм Дао воплощен в отношении земли и неба. Небо – мужское начало Янь, Земля – женское начало Инь.

Школа имен. Она ориентирована на решение проблем языкового выражения действительности, на отношение вещей и их наименований, т.е. слов.

Школа моистов – в центре ее находятся проблемы социальной этики.

Ведизм – социально-политические изменения в эпоху воюющих государств, социальная теория управления.

Школа эклектиков – в одной системе пыталась соединить достижения предыдущих школ.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ.

Учение Будды

Древнеиндийские литературные источники – это Упанишады. Традиция этих книг отличается тонкой техникой проникновения человека в собственный духовный мир. Эта техника позволяет оттеснить на периферию сознания все личное и сосредоточиться на приемах постижения истины. Этой истины можно достигнуть только в тайном действии, в мистическом обряде. Это связано с действием космических сил. Знания обретаются в общении с мудрецом. Передача знаний мудрецом требует от него длительной физической, психической и религиозной тренировки. Мудрец должен быть хорошо подготовлен. Эту традицию наследовал Буддизм. Основатель Буддизма Сиддхатха Гаутама. Он был сыном правителя, а позднее получил имя Будды, что в переводе означает Просветленный или Озаренный. Жил с 584 г.