Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 59

Ступени эти можно выделять по-разному. Это дело конкретно-исторического анализа. Но такую конструкцию построить можно, т.е. прогресс будет показывать не одна страна, а страны по очереди. В таком смысле можно говорить об историческом прогресс, присущем мировой истории. Естественно, что это будет теоретическое понятие, поскольку реально для каждой страны мы такое не можем сказать, что она обязательно всегда прогрессивно развивается.

Вернемся к понятию общественно-экономической формации. Почему социальный организм и социальная система или формация являются монистическими образованиями? Монистическими, в смысле наличия одного постоянно определяющего элемента. Если у нас есть мировой исторический прогресс, есть последовательные стадии, которые нельзя менять местами, то как должно выглядеть то образование, которое эти стадии проходит? Если мы допустим, что это образование плюралистическое, т.е. состоит из равноценных элементов, тогда каждый элемент может втянуть эту целостность в свою сторону. А если мы допустим, что есть один постоянно определяющий элемент, тогда его саморазвитие даст стержень, вокруг которого все остальное будет крутиться. Если взять длительные периоды исторического развития, то там заметно, что наименьшее отклонение разных схем имеет место от экономики. Это еще раз подтверждает, что хозяйственно-географические комплексы или экономика формации являются постоянно определяющим элементом.

Лекция по философии № 14

от 2 декабря 2005 года

Общественная формация или социальная система… Это понятие представляет собой обобщение социального устройства различных стран или социальных организмов. В самом конце мы говорили о том, как социальный организм, т.е. устройство государства, так и социальная система, воплотившая в себе основные черты социальных организмов, имеют ___стическую структуру, т.е. один постоянно определяющий элемент и иерархию остальных элементов. Длительные периоды исторического развития свидетельствуют о том, что наименьший разброс отклонений в различных сферах общества имеет место в экономике. Это свидетельствует, что именно экономика является основной сферой как социального организма, так и социальной системы или общественной формации. Экономика тесно связана с техникой. В технико-экономике в большей степени чем в других сферах наблюдается правильность и повторяемость. Здесь прежде всего выявляются закономерности общественного развития. И потому, если социальная система детерминирована экономикой, то возможно создать концепцию исторического процесса, т.е. направленных изменений, выражающихся в чередовании ступеней, а эти ступени создаются странами, вырывающимися вперед.

Если же в основу социального организма и социальной системы положить духовную сферу, то исторический процесс не получится. Поскольку в духовной сфере, в морали, в искусстве, в религии и т.д. такой правильности и повторяемости как в экономике не наблюдается. Отсюда теория цивилизаций, если она зациклена на духовную сферу, то исторический процесс, направленное изменение, отрицается и говорится о том, что цивилизации уникальны, но ни в какую линию не выстраиваются.

В связи с этим, основные признаки понятия общественной формации:

1) Обобщение существенных свойств социальных организмов, или социального устройства стран. Это теоретическое понятие. В реальности этого нигде нет, это абстрагированные от реальности свойства.

2) Поскольку исторический процесс – это процесс развития, то следовательно реальные формации будут представлять собой ступени. Это обобщение существенных свойств одинаково развитых социальных организмов. Это уже не просто теоретическое, а историко-теоретическое понятие.

3) Общественная формация или система это целостное монистическое образование с экономическим базисом и иерархией основных сторон.