Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 43

Необходимость означает наличие между объектами устойчивых, неизбежных, неотвратимых во времени связей. Это то, что должно обязательно произойти в данных условиях.

Что такое случайность? Случайность означает, что между объектами отсутствуют устойчивые, постоянно действующие связи, отсутствует их согласованное поведение во времени.

Необходимость связана с сущностью. А случайность – с условиями проявления сущности.

Если причинность отождествляется с необходимостью, возникает так называемый механический детерминизм. Это произошло в 17-18 веках во время развития и господства механики, и крайнее свое выражение получило в формулировке Лапласа. Лаплас сформулировал механический детерминизм в 1812 году. И потому механический детерминизм нередко называют лапласовским детерминизмом. В такой форме он просуществовал до конца 19 века. Все это было согласовано с механикой Ньютона. И вся вселенная рассматривалась как гигантский механизм, все действия которого строго и однозначно детерминированы.

Если было бы возможно полное знание, то можно было бы совершенно точно вычислить прошлое, будущее и любое событие, как и предсказание затмений. В этом детерминизме не было места случайности, также не было места таким понятиям как возможность и вероятность. Причинность воспринималась как динамическая, т.е. однозначно определяющая все последующее, когда предыдущее однозначно определяет всё последующее.

Однако с середины 19 века стали возникать концепции, не укладывающиеся в механический детерминизм. Это статистическая физика и теория происхождения видов Чарльза Дарвина. Дарвин говорил, что случайным образом в организме происходят некоторые изменения, мутации, и затем, в зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий одни из них укрепляются, давая основу для появления нового вида, а другие отмирают.

Т.е. жесткого определения нет, а есть вероятность.

В этих концепциях статистической физики, теории Дарвина, при объяснении природных явлений все большую роль стали играть понятия случайности, возможности, вероятности, целесообразности.

В 20 веке появилась квантовая механика, теория информации, кибернетика и прочие науки, что потребовало кардинально изменить концепцию детерминизма.

Началась разработка общего или диалектического детерминизма, в котором главное – это учет моментов неопределенности, случайности, вероятности. Эти моменты стали рассматриваться не как следствие недостатков знаний, стали считать, что это явление – это свойство, объективно присущее миру. В связи с этим было переосмыслено понятие причинности. Вместо динамической причинности появилась статистическая причинность. А с причинностью тесно связано понятие закономерности. Появилось понятие статистической закономерности.

При статистической причинности данные состояния определяют последующее неоднозначно, как при динамической причинности, а с определенной вероятностью. Эта вероятность создает меру возможности. При достаточных условиях возможность превращается в действительность. А динамическая причинность не была совершенно отвергнута, а стала рассматриваться как частный случай статистической причинности. Утвердилась точка зрения о многообразии форм закономерного обусловливания явлений на разных уровнях организации универсума. Стали строить классификации форм детерминизма.

Философ Марио Бунге предложил концепцию 7 форм детерминизма: количественная детерминация, механическая, структурная, ….

Т.е. отошли от жесткой трактовки детерминизма к более мягкой, с учетом вероятности случайных факторов. Но и это еще не все.

В последнее время в новейших концепциях философии развивается теория неодетерминизма. Эта версия в основном связана с двумя дисциплинами. В естественных науках с синергетикой, а в гуманитарных науках – с постмодернизмом. В чем суть концепции неодетерминизма? Она состоит в том, что детерминизм сводится к двум видам причинности.