Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 8

Платон построил иерархию государства по принципу нарастания корыстных интересов.

Тимократия. Олигархия. Демократия. Тирания. Тимократия – это власть нескольких, опирающихся на военную силу. Олигархия – также власть нескольких, но основана на торговле и ростовщичестве. Демократия – власть толпы. Тирания – власть тирана. К демократии и тирании он относился отрицательно.

В идеальном государстве должен существовать основной закон. Согласно этому закону каждый выполняет только то дело, к которому он пригоден.

Аристотель (384 – 322 до н.э.). Родился во фракийском городе Стагир, поэтому его называют Стагирит. Жил на острове Лесбос, находился при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына Александра. В 335 году до н.э. возвратился в Афины, где основал школу Лицей.

Работы Аристотеля: «О душе» . Физика, Категории, Метафизика, которую считают не его собственной, а составленной его учениками.

Аристотель подвел итоги античной науки. Всю философию он разделил на теоретическую. В ней он выделил физику, как науку о природе и метафизику, науку о сущем, и выделил практическую философию. Сюда включались этика и политика. Аристотель раскрыл логическую природу доказательства в форме силлогизма. Силлогизм – это доказательство, состоящее из двух посылок, большей или меньшей… Все люди смертны, Сократ человек, следовательно и он смертен.

Аристотель первый определил и систематизировал основные категории познания. Это сущность, количество, качество, отношение, время, причина, форма, материя, цель, возможность, действительность, явление.

Бытие характеризуется двумя признаками. Оно с одной стороны материально, с другой стороны оно имеет форму. Ведущая роль принадлежит форме. Материя это то, из чего состоят вещи, их субстрат. Но материя это только возможность. В действительность ее превращает форма. Форма это актуальное начало.

Платоновское понятие идеи здесь было заменено понятием форма.

Все в мире обладает своими сущностями. Высшие сущности это чистые формы. Наивысшая сущность это перводвигатель, это Бог. Он сам неподвижен.

Все откуда-то пошло, если все меняется, то это все уходит в бесконечность. Надо на чем-то остановиться, и вот останавливаются на неподвижном начале, от которого пошло все подвижное. Это Бог.

Материя обладает способностью к изменению, движению, подвержено причинности. Аристотель дал классификацию причин. По его мнению существует 4 вида причин:

1 вид – материальные причины. Это то, из чего делается каждая вещь.

2 вид – формальные причины. Это образец, в соответствии с которым создается вещь. Иными словами, форма вещи.

3 группа причин – мотивы. Это то, что вызывает изменение бытия.

4 группа причин – телеологическая причинность, т.е. целевая причинность. Показывает связь движения с целью.

Общее представление о мире у Аристотеля построено на базе механистических принципов. Мир держится на механистических принципах. Движение это осуществление возможности под воздействием 4-х видов причин. Существует 4 вида движений. Это перемещение. Это превращение. Это убывание. Это возрастание.

Механика небесного связана с механикой земного и с механикой души. Эта механическая картина мира, разработанная Аристотелем, просуществовала до начала 20 века.

Рассмотрим принципы теории познания. Первый принцип – доказательность. В соответствии с этим принципом знания должны отвечать критериям всеобщности и необходимости.

Второй принцип – объяснительность. Означает установление причин движения и изменения.

Третий принцип – описательность. Означает классификацию на основе родовых и видовых признаков явлений.

Аристотель разработал правила дедукции и индукции.

Дедуктивный метод дает всеобщность и необходимость. Заключение и умозаключения от общего к частному. Индуктивный признак дает вероятность и связано с опытом. Но опыт ограничен, и не может исчерпать все многообразие мира.