Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 5

Мать Будды умерла при родах. Его воспитывал отец, который считал, что сына не должны коснуться никакие болезни, дурные влияния. Будда общался только со своими сверстниками, видел только хорошее, не знал о том, что существуют страдания и смерть. Так он вырос. Потом он попал в мир и понял, что в мире все бренно. В 29 лет он ушел из семьи . Постиг правильный жизненный путь, отвергающий крайности.

Центр учения Будды – 4 благородные истины. 1 – Жизнь это страдание. 2 – Страдание всегда имеет причину. Причина страданий – это всякое желание. 3 – От страданий освобождает Нирвана. 4 – Путь к Нирване – восьмеричная дорога. Правильные суждения, правильная речь, правильные решения, жизнь. Правильные суждения отождествляются с правильным пониманием жизни как юдоли смерти и страданий. Правильные решения – как решимость проявлять сочувствие ко всем земным существам. Правильная речь – как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. Правильная жизнь – как соблюдение 5 заповедей нравственности. Не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных речей, не пользоваться опьяняющими напитками. Осуждается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и аскетизм и самоистязание. Буддизм означает сосредоточение на самом себе. Внешний мир не существует, его не надо принимать во внимание. Существенная роль в распространении буддийских ценностей отводилась Учителям мудрости – Гуру. Они и сейчас есть. Большим грехом является невежество, непонимание того, что духовные ценности выше материальных.

Лекция № 2 по философии

от 9 сентября 2005 года

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Займемся Античной философией.

Античная или древнегреческая философия легла в основу западной философии всей западной культуры. Сформировалась древне-греческая философия в VII-VI вв. до н.э. Это была первая попытка рационального постижения мира. В ее развитии среди специалистов принято выделять 4 основных периода.

1 период обозначают как досократовский. Его представителей именуют досократиками. Это VII-IV век до н.э. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Парнимит, Анаксагор и Демокрит.

2 период – Классический. V-IV вв. до н.э.  Представители: Протагор, Сократ, Платон, Аристотель. Причем Сократ, Платон и Аристотель – главные представители философии вообще.

3 период – Эллинистический. С IV по II вв. до н.э. Представители: школа киников или циников: Антисфен, Диоген.

скептики: Пиррон эпикурейцы: основатель – Эпикур.

стоики: Зенон, Хрисид, Сенека, Лукиан, Эпикет, римский император Марк Аврелий.

4 период – начало христианства I в. до н.э. – V в. н.э. Главный представитель: школа Неоплотонизм, представитель Плотин.

Сократика. Возникла в ионийских городах, это западное побережье Малой Азии, которое называлось Иония. Города там были основаны греками. Здесь развивался и процветал рабовладельческий строй, торговля, активное общение. Влияние на представителей этой школы оказывала культура Вавилона, Финикии, Египта. Первые ростки философских идей зародились у Гомера и Гесиода. Там сформировалась авторитетная школа в городе Милет, и получила название Милетская школа. Это VII-VI в. до н.э. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Парнимит, Анаксагор и Демокрит.

Их еще называли натурфилософы, потому что главный предмет их внимания была природа.

Главный вопрос, который их интересовал: как выглядит первооснова мира, в чем она состоит? И вопрос о том, откуда все возникло и во что превращается?

Фалес. Был купцом, много путешествовал. Известен тем, что предсказал солнечное затмение 505 г. до н.э. Считал, что все произошло из воды, она первооснова. То, что отличалось от воды произошло либо в результате ее сгущения, либо в результате разжижения. Земля представлялась как диск, который плавает на поверхности воды. Везде в Фалесовском мире действовали боги, все рассматривалось как одушевленное.

Анаксимандр. Первоисточником он считал первовещество апейрон. Из него все возникло. Землю он понимал как цилиндр.