Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 19

А в синтетических суждениях предикат не выводится из субъекта, а соединяется с ним, добавляя новое знание. Некоторые тела тяжелые. Синтетические суждения делятся на 2 класса: апостериорные и априорные.

Лекция № 5 по философии

от 30 сентября 2005 года

Остановлюсь на общей характеристике философии Канта. Философия Канта считается переворотом в философии. В чем он заключается? Вслед за Коперником, который совершил переворот в астрономии. Кант показал, что при познании действительности есть ощущение, опыт, чувственное познание. Но это все дает хаотичные, неопределенные знания. А для того, чтобы оно стало необходимым знанием, общим знанием, материал ощущений упорядочивается так называемыми априорными формами познания. Т.е. в голове человека существует нечто такое, что не берется от действительности, а существует до действительности и помогает упорядочивать эту действительность в виде данных опыта. Вот это априорные формы. Кант, для того, чтобы резче подчеркнуть, что эти формы не зависят от опыта, использовал средневековый схоластический термин «трансцендентальное», т.е. выходящее за пределы, за границу. И потому философия Канта получила название трансцендентальный идеализм, кроме того, что он критический идеализм.

Задачей философии по Канту является не познание предмета, а познание этих трансцендентальных форм, т.е. условий, границ человеческого познания. Вопрос, который он ставил перед собой: как возможно познание? на чем оно основывается? От исследования предмета к исследованию того как возможно его познание.

Знания по Канту представлены суждениями. Суждения это связь двух понятий: субъекта и предиката. Существует 2 вида связи суждений: суждения аналитические и синтетические. В аналитических предикат не прибавляет нового знания к субъекту. Например: все тела имеют протяжение. А в синтетических предикат не выводится из субъекта, а соединяется с ним, добавляя к субъекту новое знание. Например, некоторые тела тяжелы, т.е. здесь некоторое ограничение.

Синтетические суждения в свою очередь делятся на 2 класса: апостериорные и априорные. В апостериорных связь предиката и субъекта обнаруживается в опыте, это опытные суждения. Например, некоторые лебеди имеют черный цвет. А во-вторых связь эта не основывается на опыте, а мыслится как предшествующая опыту и не зависит от него. Априорным суждениям Кант придает большое значение. Если опытное знание случайно, единично, то априорные суждения дают всеобщие необходимые знания. Всеобщность и необходимость этому знанию придают априорные формы и условия. Эти априорные формы и условия содержатся в рассудке и в разуме.

У Канта 3 ступени: опытные знания, рассудок и разум. Такими формами является понятие времени, пространства и причинности. Это априорные формы чувственности.

Человеку свойственно воображение. Расшифровывается оно как стремление к законченности, завершенности знания. Это обстоятельство позволяет упорядочить чувственный материал с помощью априорных элементов. Это все категории рассудка. Рассудок ограничен. Сама вещь в себе непознаваема для рассудка. Рассудок имеет дело с явлениями. Вещь в себе ставит некий предел к познанию за который познание перешагнуть не может, имеется в виду рациональное познание. За пределами рассудка действует чистый теоретический разум. Этот разум имеет дело с умопостигаемыми значениями мира, с которыми связана вещь в себе. Что к ним относится? Понятие о Боге, о бессмертии, о свободе, о мире и о душе. Они рассудку неподвластны, но могут быть постигнуты с помощью веры, т.е. то, что относится к практическому разуму.

Разуму даны эти понятия. Время, пространство и причинность – это все еще на уровне рассудка, а Бог, душа и бессмертие – это более высокая ступень, это на уровне чистого теоретического разума, который постичь можно только верой.

За пределы практического разума выйти трудно. Попытки выйти за пределы практического разума, рационально познать эти значения мира, приводят к неразрешимым противоречиям. Кант назвал их антиномиями и указал на 4 такие антиномии.