Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 45

Линейная причинность. В конце 19 века менялся капитализм, перерастал в империализм. Это было связано с усилением неравномерности развития стран. Международные отношения к тому времени сложились. Это стало вызывать недовольство у одних стран. А другие, наоборот, этим пользовались. Возникли национальные проблемы, дальше они переросли в национализм и в крайнюю форму шовинизм. А потом в Сараево началась 1-я Мировая война. Сараево - линейная внешняя причина, в той обстановке однозначно вела к тому, что … сошлись в битве.

Нелинейная причинность.

Человек первобытный перестал находить пищу на земле, а на деревьях она была. Он все чаще должен был наверх смотреть. И вот это стремление тянуться вверх при благоприятных условиях привело к тому, что он перешел к прямохождению.

Термин ____зальность - это эквивалент причинности.

Точка бифуркации системы - это когда система из стабильного состояния переходит в хаос.

Мы познакомились с концепцией Лапласа, диалектического детерминизма, неодетерминизма. Если вернуться к традиционному пониманию детерминизма, то следует сказать, что фокусом этой концепции является понятие закона и близкого к нему понятия закономерности.

Что такое закон? Закон - это внутренняя существенная устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Если речь идет о социальных законах, то там добавляется к этим определениям понятие объективности.

Законы по принадлежности их к той или иной сфере действительности образуют различные типы. Это законы биологии, физики, химии.

Что понимается под закономерностью? Совокупность взаимосвязанных законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы.

Законы бывают общие и частные. Законы действуют как в природе и в обществе, согласно концепции диалектического детерминизма. Социальные законы, законы общества подразделяют на 2 типа: социологические и исторические.

Социологический закон отличается более общим характером, он действует в рамках социальной системы. Предпоследнее 20-летие на страницах исторических журналов появилась тема об исторических законах.

Исторические законы стали рассматриваться как законы не системы, а исторических ситуаций.

Как он возникает? Объясняли таким образом. В обществе в разных сферах действуют социологические законы, они перекрещиваются, влияют друг на друга, и возникают ситуации, в которых и проявляются законы этих ситуаций, т.е. исторические законы.

Пример. Закон революционной ситуации.

Законы социальные могут действовать как стихийно, когда это ничем не управляемо, так и могут действовать через сознание. Каким образом? Там они не стихийным образом заставляют что-то происходить, а наращивают все более сильную потребность в изменениях. Они формируют вызов истории. Этот вызов человечество осознает и осуществляет его сознательным образом.

ГНОСЕОЛОГИЯ

Гносеология – учение о познании, о сознании.

Существующая реальность делится на 2 вида: на объективную и субъективную.

Объективная реальность - это материальный мир в целом, все, что не зависит от человеческого сознания и является первичным по отношению к нему. По отношению к индивиду - это все, что вне его сознания. По отношению к другим людям - он сам является частью объективной реальности.

Субъективная реальность - это отражение объектов в сознании людей. Это идеальный мир. Это субъективный образ объективного мира. Это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Оно возникает в процессе человеческой деятельности.

Гносеология занимается субъективной реальностью.

Сознание и его структура

Сознание это сложная тема. Ею занимается множество дисциплин, в том числе и философия, опирающаяся на достижения других наук и пытающаяся найти наиболее общие черты в человеческом сознании.