Вполне справедливо утверждение, что без субъекта нет объекта.
Но неверно говорить, что человек совершенно произвольно создает объект. Внешний мир имеет свои твердые свойства, законы и учет их – неотъемлемая часть представлений об объекте. Сами эти свойства существуют до человека и независимо от человека. Однако внешний мир не дан нашему сознанию непосредственно. Он познается через понятия, в том числе общие понятия, категории, через логические приемы, через методы познавательной деятельности, через абстракцию, идеализацию. Внешний мир познается через концептуально-логические схемы мысли, их называют парадигмы. А по терминологии французского философа Фуко, их называют эпистемы. Это некая общая основа, на базе которой может действовать познание.
Есть книга Фуко «Археология гуманитарного знания», где он рассматривает эти системы.
Таким образом, антологические свойства выступают в определенном смысле как следствия этих парадигм. Если мир – нечто одухотворенное, то бензин – это дух, а если рациональное – тогда это производная от нефти.
Следствие парадигм или следствие существующих языков, и языков не только специальных, но и как следствие обыденных языков. Историкам в основном приходится иметь дело с обыденным языком.
На преувеличении этих моментов зависимости объекта, зависимости познания от парадигм, от логических средств, от языков, на преувеличении этих объектов и возникает концепция произвольного создания объекта. Концепция конструирования объекта: объект конструируется человеком. Парадигмальная модель Куна: есть парадигма. А объект это следствие парадигмы, и не более того. Если существуют разные парадигмы, то знания, сформулированные на базе разных парадигм, не будут понятны друг другу. Люди, сформулировавшие знания на базе разных парадигм, не смогут понять друг друга.
Модель возможных миров Дуайна (?). Он утверждает, что все моменты не просто влияют на создание объекта, но определяют его и потому каждая школа, каждый крупный мыслитель строят свой возможный мир, и соединить их невозможно, и понять представителям этих различных миров друг друга тоже невозможно.
Есть модель лингвистической относительности Сапиро и Уотта. Они доказывают, что объекты концентрируются в зависимости от существующего языка, и в разных языках до конца поняты быть не могут.
Если вы раскопаете древние таблички с записями, то полностью понять их невозможно.
Познание как отражение
При материалистическом подходе познание рассматривается как отражение объекта, существующего в виде фрагментов внешней реальности, составляющих твердую основу опытного сознания.
Под отражением понимается взаимодействие двух систем, в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы.
Само понятие «отражение» - неоднозначно, обычно фиксируют 2 значения понятия отражение. Отражение как свет, оставленный одним предметом в другом предмете. Или отражение в смысле сопротивления с целью самосохранения: например, отразить противника, или сохраниться в определенных условиях.
Отражение рассматривается как свойство, присущее всей материи. Оно существует в разных формах на разных этажах или уровнях материи. Например, механическое отражение.
В биологическом мире более сложные формы отражения, возникают условные рефлексы под влиянием воздействия мира.
Высшая форма отражения – это отражение, присущее человеку, познание как отражение или отражение как познание от ощущений до умозаключений. Ощущения более близки природным вещам, а умозаключения – это высший этаж отражения.
Следует подчеркнуть, что при трактовке сознания как отражения очень важно иметь в виду зеркальность отражения. Что отражение дает копии, точные изображения. Это важно подчеркнуть потому, что в свое время существовала теория иероглифов. Говорилось, что внешняя среда воздействует на человека, но в результате возникают не снимки и копии, а некие неопределенные знаки внешней действительности. Источник контакта с действительностью исчезает. Так что важно считать, что в процесс отражения возникают копии, снимки существующей действительности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.