Бытие и сущность – это ступени, по которым понятие поднимается к всеобщности и полноте.
В логике развитие идет в форме абстрактных логических категорий. Чистая абстрактная мысль о бытии стремится получить свое содержание через нечто, что уже не есть чистое бытие, а представляет собой определенное бытие.
На следующей ступени оно выступает уже как нечто определенное, как качество и развивается в соответствии с количеством, уже как мера. От бытия как явления происходит переход к глубоким внутренним закономерностям, к сущности. Здесь действует закон о взаимопроникновении противоположностей. Противоречия этих столкновений противоположностей снимаются в результате. Результат снимает противоречия. Противоречие трактуется как соотношение противоположностей. Это соотношение основания и следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости, причинности и взаимодействия. Противоречие выступает источником развития.
Действительность есть единство сущности и существования, сущность – основание существования. Необходимость, с которой происходит развитие, осознается в понятии. Понятие это высшая ступенька. Необходимость тем самым переходит в свободу, которая есть осознанная необходимость. Отсюда определение свободы как осознанной необходимости. Общее, особенное, единичное – диалектически связаны. Истина представляет собой совпадение мысли с объектом, что достигается в идее. А идея – единство понятий и предметов.
Философия природы. Природа создает мысль. Природа это бытие мыслей. Ступени, по которой мысль восходит: механизм, химизм и организм. Организм характеризуется целесообразностью.
Философия духа. Дух в своем развитии проходит 3 стадии. Субъективный дух в себе и для себя. Объективный дух – это сфера права. Объективный дух является свободным волеизъявлением. А система права – царство свободы. Она находит свое выражение в нравственности. Воплощается это в семье, в обществе, и в государстве.
3 ступени развития абсолютного духа: искусство, непосредственная форма знания, абсолютная истина, религия - содержит понятие Бога, и философия – высшая ступень развития абсолютной идеи.
В результате имеет место полное раскрытие истины, содержащейся в искусстве и религии. Идея познает саму себя и тем самым развитие заканчивается. Т.е. начало идеи соединяется с ее концом. Система Гегеля включает в себя логику, философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории.
Система Гегеля включает в себя противоречия. С одной стороны Гегель говорит о том, что развитие неограниченно, оно должно все время происходить. А с другой стороны абсолютная идея начинает, 3 стадии проходит, возвращается к самой себе, и на этом развитие заканчивается.
Высшим развитием абсолютной идеи, воплощенной в философии, Гегель считал свою собственную философию, свою собственную систему.
Были и другие представители классической немецкой философии.
Иоганн Готлиб Китель (1762 – 1814). Сводил задачу философии к познанию субъективной природы разума, и считал, что предметом философии является утверждение: я есть. Отсюда все вытекает.
Фридрих Шелленг (1775 – 1854). Гегель сначала был его поклонником. Шеленг сводил задачу философии к познанию объективной природы разума. Природа всегда активна. Свойство природы магнетизм, электричество и химизмзм. Свободу человека Шеленг трактовал как осознание зависимости от природы.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Отклонился от курса немецкой классической философии, перешел на позиции материализма. Он сформулировал антропологический материализм. Главная тема – философская антропология. Он занимался поисками абсолютных непреходящих ценностей, искал их в человеческом бытии. Дал критику идеализма Гегеля.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.