История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии.

Страницы работы

Содержание работы

Л Е К Ц И Я  1

История - наука. Слово "история" происходит от греческого

..., что означает "свидетель" или "видящий" ( в корне -  слово

"вид"). Латинское "video", по-русски "вижу", славянское "ведати". Следовательно, история связана с человеком, который видит ипередает то,  что видит, т.е. со свидетелем. Греческий термин переняли в основном европейские языки,  за одним исключением это немецкий язык, в котором слово "история" существует в двух видах. Первое - латинизированное слово "эсториа",  а второе  это слово  "гишишто".  Почему  греки  взяли  именно это слово?

Естественно, однозначного объяснения,  которое  дали  бы  сами греки или  их  культурные наследники,  не существует.  Ремесло историка в древней Греции заключалось в описании для назидания потомков определенных событий, которым он был свидетелем.

В результате развития история из просто  фактографии,  не теряя своего  субъективного  характера,  начала превращаться в процесс, на современном  языке  называемый  историческим  процессом. Процессом называется изображение развития. ...........

концепция совпадения политической истории и концепция  царств, т.е. она обозначала6 что история есть история определенных политических устройств,  а именно  царств,  которые  изменяются, умирают и воскресают.  Впоследствии ученые поняли, что история царств еще не исчерпывает процесса,  что  с  умиранием  одного царства мы  не  можем  закрыть весь блок,  который у нас накопился, и что надо закрыть всю главу истории.

История проецируется на дальнейшие царства.  Значит,  эта концепция не совсем корректна.  Тогда интуитивно ученые начали приходить к термину "цивилизация", обозначающему некий продукт действий граждан, т.е. некоторое общественное лицо. То, чем мы будем заниматься, можно определить как история цивилизаций.

Что такое древняя история?  Является ли древность цивилизацией? Отсюда мы можем сказать, что древность цивилизацией не является, и вообще это абстрактное понятие (для  каждого  была своя древность). Древность в каждую эпоху понимается по-своему.

Откуда берет начало изучение  древнего  мира?  Оно  берет свое начало  от эпохи Возрождения.  Когда в результате большой интеллектуальной реакции на схоластизирование  и  определенное вылущивание в  рамках  западной  философии  живого  содержания культуры и истории многие интеллектуалы решили вернуться к античности, которая им казалась образцом. Для этого образец нужно было представить компактно. Образец должен был представлять некое единое целое.  И тогда были придуманы античность и древность, которая и заняла это место.

Несмотря на очевидные недостатки этого метода,  мы до сих пор им пользуемся.  Для нас до сих пор история  представляется процессом, и  несмотря на то,  что мы изучаем цивилизации,  мы находимся в плену этого процесса.  История понимается как процесс, как  некоторая  прямая,  которая уходит в бесконечность, хотя это и не очевидно.

В древние века существовало мнение, что история представляет собой цикличность.  Были люди,  как указывает нам блж.Августин, которые  считали,  что история вернется (через определенное количество лет) с точностью до мельчайших  деталей.  На смену пришла теория спирали, неполного совпадения событий.

Каклй материал имеет история в своем распоряжении?  Как и прежде, история основывается на источниках. которые делятся на две группы:  письменные источники и материальные. К письменным источникам относятся литературные произведения,  надписи, всевозможные глиняные таблички,  наскальная живопись и т.д. Материальная культура - черепки, обломки, останки и т.д.

Историю мы вынуждены рассматривать как процесс,  иначе мы придем к тому же, от чего пришли.  т.е. мы не должны делать никаких  общих  выводов,  что мы должны заниматься только изучением фактов.

За всеми спорами и баталиями пропала одна концепция.  Для христианина остается  осмысление  мира  в  категориях  христианских. Главной категорией, действующей в истории, был и остается Божественный Промысл.  И  задача  христианского  историка состоит в том, чтобы проследить, как конкретно в микромасштабе и макромасштабе действует Божественный  Промысл.  Почему  происходит война, почему побеждаю те, а не другие и т.п.

На первое место выходят категории моральные и культурные.

Культура является очень важным историческим фактором. Мы должны воспринимать культуру как чрезвычайно существенное, одно из главных ....,  через  которые  действует Божественный Промысл.

Разработанная в эпоху Возрождения концепция о том, что существует античность,  имеет  некоторые изъяны.  Что она под античностью понимает однозначно древнюю Грецию и древний Рим - и на этом все  заканчивается.  В  античность  не  входит ни древний

Похожие материалы

Информация о работе