История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 9

Естественно, перед Маништушу  встала  проблема:  что  же  делать, чтобы не повторить судьбу брата?  Нужно ужесточить деспотический режим государства. Первый метод - введение системы надзора, того, что сейчас называется   полицией.   Второй  -  сосредоточить  внимание  людей  на экономике.  И третий - лишить людей какого бы то ни  было  интереса  в экономике,   отобрать   у   них   то,   что   они   имеют.  Они  будут государственными служащими,  им будут платить,  но своего у них ничего не будет. Все это и начал осуществлять Маништушу.

Прежде всего он увеличил государственный сектор владения.  Скупил землю  у  частных  лиц.  Не  отобрал  ее,  а  именно скупил,  чтобы не

"выходить из образа" справедливого царя,  по  расценкам,  которые  сам установил.  А  потом  начал задабривать знать и ополченцев,  органиэуя грабительские походы,  в том числе и на  своих  бывших  союзников,  на

Элам.  Бралось  все,  включая женщин-рабынь,  могущих обогатить своего хозяина (они ткут, работают на ирригационных работах и т.п.).

Но и  Маништушу  был не вечен,  и вслед за ним пришел его сын или племянник Нарам-Суэн  (2236  г.).  Он  обратил  активное  внимание  на внешнюю  политику,  подписал  большие договоры,  в частности с Эламом.

Покорил ном,  остававшийся  пока  достаточно  автономным  (Эбла),  всю

Верхнюю Месопотамию и пошел даже в предгорья Ирана.  При нем произошло полное и окончательное оформление деспотической  монархии.  Он  назвал себя  "Царем четырех сторон света",  это был его официальный титул.  И

каждый  чиновник  должен  был  писать:  "Я,  ничтожный  чиновник,  раб великого  царя..."  и т.д.  А учитывая то,  что в Месопотамии способом идентификации человека была некая печать,  то каждый  чиновник  должен был  по  нескольку  раз  за  день припечатывать себя как раба великого царя.  Это спобствовало уже оформлению  следующих  моделей  поведения.

Люди  начинают  себя  ощущать  подданными  царя,  и  в этом выражается принцип,  который  святые  отцы  называют  принципом  единоначалия   монархия.  В  истории не принято говорить "хорошо" это или "плохо",  в ходу другая категория - "необходимо".

Как мы  уже  поняли,  царство  Саргонидов  было  первым в истории крупным царством - абсолютно первым.  Нарам-Суэн  еще  дальше  ухудшил отношения со жречеством Ниппура.  В частности,  здесь были,  возможно, вопросы титулатуры. Он не хотел титуловать жрецов "великими" и т.д., а требовал,  судя  по  всему,  чтобы  они признали себя "рабами великого царя".  Служители культа этого делать, конечно, не хотели. Кроме того, он ввел институт, которому суждена была большая будущность, - институт прижизненного обожествления царя.  Если отдельные лугали,  или местные царьки,  в номовой системе подлежали некоторому обожествлению (не все)

после смерти,  то Нарам-Суэн приказал почитать себя богом  при  жизни, что в деспотическом государстве было моментально исполнено.

В результате всех этих  мероприятий  социальная  опора  аккадской династии суживалась.  При увеличении контроля,  усилении деспотической власти растет  число  недовольных.  Возникают  социальные  группы,  на которые необходимо опираться,  чтобы сдерживать ситуацию в рамках мира внутри государства.

И вот  происходит  очень  важное  событие,  которое  как  бы было предопределено   общим   алгоритмом,   Божественным   планом   истории

Месопотамии,   -   происходит   очередное  вторжение  кочевников,  так называемых кутиев. Это северокавказцы, родственники наших дагестанцев.

Они прошли,  как татары по Руси, разграбив и сожегши все, что попалось на пути, разорив всю Верхнюю и всю Нижнюю Месопотамию, кроме некоторых номов,  которые были либо труднодоступны,  либо просто по тем или иным причинам  обойдены  стороной.  Однозначное   объяснение   здесь   дать невозможно.

Фактически на  этом  закончилось  царство  Саргонидов.  Оно  дало модель.  Кутии  смяли  его  своим вторжением.  Здесь начинается как бы эпоха маленького межвременья,  которую открывает правление  царя  нома