Что представляет собой, скажем, марксистское, материалистическое истолкование истории? Это утверждение, будто история движется от худшего к лучшему обществу. И возрастание благосостояния общества будто бы является его движением. В этом смысле в истории нет никакого движителя, единственный движитель - это Промысл Божий, иного просто нет. Но мы на собственном опыте убедились в том, что прогресс если и существует, то в движении от простого к сложному, но никак не от
"худшего" к "лучшему". Скорее даже наоборот: количество зла в мире возрастает, а не убывает. Как выразился один священник, в мире возрастает немощь, и происходит это от противостояния сил зла, так что никакого прогресса нет и быть не может. Именно в этом смысле в истории нет внутренней завершенности, внутреннего "конечного пункта", точки остановки.
Что касается восприятия истории как пространства или точки, то мы, как христиане, должны понимать, что история имеет протяженность только потому, что на то была Божья воля. Ведь время - категория условная. И единственный наш метод постижения понятия "история" - это принятие ее как пространства между грехопадением и спасением. Спасение отодвинуто от нас, а то, что доступно нашему взгляду, это череда прошедшего времени. Единственный метод, которым мы можем эту череду как-то уловить, это постижение ее путем "вчувствования".
Философ-богослова Карсавин называл это сопереживанием, которое помогает понять, что история отдельных разрозненных народов - это не некое "кашемельтешение", а история всего человечества, взятого в своем единосущии. Не в богословском, конечно, смысле, а в понятии единого целого, единого организма. Этому смыслу я и подчиняю наше движение по исторической шкале.
Вернемся теперь к более конкретным вопросам. Мы говорили о том, что где-то во второй половине 2 тысячелетия, на переходе к 1 тысячелетию начинают переходить всевозможные перемещения народов. Вообще это перемещение - процесс в истории постоянный. Взять хотя бы перемещения, происходившие в 30-40-е годы нашего столетия, - перемещения, кажущиеся нам внешними. Например, движение татар из Крыма. В историческом смысле причины таких перемещений делятся как бы на внешние и внутренние. Так вот внутренние причины - это, как писал о.Василий ..., момент встречи единства, присутствие вечности в частном.
Говоря об истории Месопотамии, мы остановились на создании государств локального, почти городского типа - вроде государства аморейского вождя Шамши-Адада Первого. При этом ни сам вождь, ни его сын не носили титула царя, как носили его древние цари Саргон и другие. Они все называли себя "Ишши акку Ашшура". Ишши - великий жрец,но не царь. И действительно, со смертью сына Шамши Адада это государственное образование прекратило свое существование.
В конце 15 века можно говорить о том, что в Месопотамии начинает создаваться новое государство с центром вокруг города Ашшура, где правил Шамши Адад. В это время восстанавливается стена нового города в
Ашшуре, которая его окружала, несмотря на то, что в это время ...
правила касситская династия. Это были племена не очень понятного происхождения - некоторые считают их индоарийцами, некоторые кавказцами. Они захватили Месопотамию и стали властвовать в Вавилонии.
И хотя в это время и цари Вавилонии, и цари ... считали Ашшур своим данником, но международное влияние этого города начинает расти. Здесь намечается возникновение государства, получившего название
Среднеассирийской державы, то есть впервые у нас появляется слово
"Ассирия" (от греческой передачи слова "Ашшур").
Первый царь Ассирии - Адад Неруи Первый впервые присвоил себе титул "Царь множеств", который впоследствии стал официальным наименованием ассирийских царей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.