Лугальзагесси). Формы эти впоследствии продолжают путешествие в мировой культуре. Про гимны я не говорю, эта форма дает себя знать как в Псалтири библейской, так и в гимнах арфических и греческих языческих, а также в гимнической поэзии всей эпохи. То же и плачи:
достаточно сказать о знаменитом плаче о взятии Константинополя турками, где прослеживаются те же структурные схемы.
Кроме названных - дидактика, фольклор - существуют еще и формы мифографические, т.е. повествования из жизни богов. К таким произведениям принадлежит знаменитый памятник "Хождение Инанны в преисподнюю", а также памятник, носящий название "Свыше" (иногда переводится как "Свысока"), повествующий о сотворении мира, о начале бытия. И, конечно, именно к шумерскому времени относится и написание эпоса о Гильгамеше, сохранившегося частично на хетском, частично на аккадском языке, а частично на языке куритов. На шумерском языке остался так называемый "Ниппурский канон". Это чрезвычайно любопытный текст, повествующий о поисках царевичем Гильгамешем смысла жизни, о встречах его с различными людьми, о жизненных перипетиях, имеющий довольно пессимистическую направленность в силу того, видимо, что государство очень давило на человека. Есть здесь и военные похождения, и философские размышления.
Теперь обратимся к такой важной определяющей жизни общества, как религия. Конечно, наш курс посвящен другой теме, но без понимания того, чему молились и как организовывали свою религиозную жизнь древние месопотамцы, мы не сможем понять их общества.
Насколько не разгадана эта тема, настолько же она и трудна. В
свое время Оппенгейм, американский ученый, решил отказаться вообще от какого бы то ни было написания очерка о месопотамской религии. Почему?
Потому что мы обладаем крайне недостаточной информацией. Религия - это очень глубокий сюжет, предполагающий знание очень многих тонкостей и особенностей религиозных переживаний. Что касается Шумера и Аккада, у нас таких данных нет. Все, что сохранилось, - это постройки и тексты.
Постройки в основном обломанные. В этом климате, влажном, с сильными ветрами, не сохраняется ничего.
Однако некоторыми данными мы все же располагаем. Говорить о религии шумеров можно, начиная с 3 тысячелетия до н.э. Точнее, можно говорить о племенных божествах. По всей вероятности, уже тогда существовал некий институт обожествления царя или энци, лугаля, который демонстрировал мощность общины, ее способность противостоять внешним влиянием, врагам, и все эти боги, возможно, так или иначе были связаны с какими-то вождями или, по другой точке зрения, демонами. Так что трактовка вопроса о том, что такое были эти племенные божества, представляется сложной. Явно, что это был определенный способ представления людьми некой высшей силы.
По мере развития общества начинается движение к монотеизму - т.е.
к признанию единого Бога. Но на более древних ступенях развития Бог как бы множится, и человек как бы испытывает безотчетный страх перед
Богом, который находится везде. Это есть первобытный пантеизм, от него уже начинается конкретизация Бога и постепенный приход к идее тотемов, идолов. Очевидно, шумеры двигались в таком же направлении. К 4 или 3
тысячелетию можно уже говорить о существовании упорядоченной, причем естественно, а не искусственно, религии - религии номов. Это, как известно, были небольшие родо-племенные союзы. И божества, которые признавались в этих номах, были более или менее устоявшимися.
Центром шумерского племенного союза был город Ниппур. Там был храм, где почитался Бог Энлиль. Это был бог воздуха, главный бог шумеров. У греков таким богом был Зевс. Как бы женой Энлиля была
Инанна, богиня войны и плотской любви. Оба эти божества были богами нома Урук до того, как стали богами шумеров. Среди урукских божеств необходимо назвать и бога Нингирсу. Очевидно, это был покровитель какого-то определенного нома - покровитель домашнего очага.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.