История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 14

Лугальзагесси).   Формы  эти  впоследствии  продолжают  путешествие  в мировой культуре. Про гимны я не говорю, эта форма дает себя знать как в   Псалтири  библейской,  так  и  в  гимнах  арфических  и  греческих языческих,  а также в гимнической поэзии всей эпохи.  То же  и  плачи:

достаточно   сказать  о  знаменитом  плаче  о  взятии  Константинополя турками, где прослеживаются те же структурные схемы.

Кроме названных  -  дидактика,  фольклор - существуют еще и формы мифографические,  т.е.  повествования  из   жизни   богов.   К   таким произведениям  принадлежит  знаменитый  памятник  "Хождение  Инанны  в преисподнюю",  а также  памятник,  носящий  название  "Свыше"  (иногда переводится как "Свысока"),  повествующий о сотворении мира,  о начале бытия.  И,  конечно, именно к шумерскому времени относится и написание эпоса  о Гильгамеше,  сохранившегося частично на хетском,  частично на аккадском языке,  а частично на  языке  куритов.  На  шумерском  языке остался так называемый "Ниппурский канон".  Это чрезвычайно любопытный текст,  повествующий о поисках царевичем Гильгамешем смысла  жизни,  о встречах  его  с  различными людьми,  о жизненных перипетиях,  имеющий довольно пессимистическую направленность  в  силу  того,  видимо,  что государство очень давило на человека. Есть здесь и военные похождения, и философские размышления.

Теперь обратимся к такой важной определяющей жизни общества,  как религия.  Конечно,  наш курс посвящен другой теме,  но  без  понимания того,  чему  молились  и  как  организовывали  свою  религиозную жизнь древние месопотамцы, мы не сможем понять их общества.

Насколько не  разгадана  эта тема,  настолько же она и трудна.  В

свое время Оппенгейм,  американский ученый, решил отказаться вообще от какого бы то ни было написания очерка о месопотамской религии. Почему?

Потому что мы обладаем крайне недостаточной информацией. Религия - это очень  глубокий сюжет,  предполагающий знание очень многих тонкостей и особенностей религиозных переживаний.  Что касается Шумера и Аккада, у нас таких данных нет.  Все, что сохранилось, - это постройки и тексты.

Постройки в основном обломанные.  В этом климате,  влажном, с сильными ветрами, не сохраняется ничего.

Однако некоторыми данными  мы  все  же  располагаем.  Говорить  о религии шумеров можно,  начиная с 3 тысячелетия до н.э.  Точнее, можно говорить  о  племенных  божествах.  По  всей  вероятности,  уже  тогда существовал  некий  институт  обожествления  царя  или  энци,  лугаля, который демонстрировал мощность общины,  ее способность  противостоять внешним влиянием, врагам, и все эти боги, возможно, так или иначе были связаны с какими-то вождями или, по другой точке зрения, демонами. Так что  трактовка  вопроса о том,  что такое были эти племенные божества, представляется  сложной.  Явно,  что  это  был   определенный   способ представления людьми некой высшей силы.

По мере развития общества начинается движение к монотеизму - т.е.

к  признанию  единого Бога.  Но на более древних ступенях развития Бог как бы множится,  и человек как бы испытывает безотчетный страх  перед

Богом, который находится везде. Это есть первобытный пантеизм, от него уже начинается конкретизация Бога и постепенный приход к идее тотемов, идолов.  Очевидно,  шумеры двигались в таком же направлении. К 4 или 3

тысячелетию можно уже говорить о существовании  упорядоченной,  причем естественно,  а  не искусственно,  религии - религии номов.  Это,  как известно,  были небольшие родо-племенные союзы.  И  божества,  которые признавались в этих номах, были более или менее устоявшимися.

Центром шумерского племенного союза был  город  Ниппур.  Там  был храм,  где  почитался  Бог  Энлиль.  Это был бог воздуха,  главный бог шумеров.  У греков таким богом был Зевс.  Как  бы  женой  Энлиля  была

Инанна,  богиня  войны и плотской любви.  Оба эти божества были богами нома Урук до того,  как стали богами шумеров.  Среди урукских  божеств необходимо  назвать  и  бога Нингирсу.  Очевидно,  это был покровитель какого-то  определенного   нома   -   покровитель   домашнего   очага.