История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 47

Следовательно,  первая часть - повествовательная, вторая - ритуальная, объяснительная,  а  третья - комментарии и философские толкования.  По этим источникам мы и можем составить себе  некоторое  представление  о том, как происходило расселение, какова была культура индоарийцев.

Куда приходили индоарийские племена? Если древнейшая протоиндская цивилизация была, как о том свидетельствует ее название, связана с долиной реки Инд, то древнейшее индоарийское  заселение проходило вдоль реки Ганг.  Это было в конце 2

тысячелетия.  В это же время в долину спускаются и  некие  гималийские племена.  Некоторые  ученые  связывают успех продвижения индоарийцев в этой  области  с  началом  применения  ими  железа.  Вообще  эпоха   1

тысячелетия называется железным веком.  Начинается активное применение бронзы.  Естественно, оружие и инструменты земледелия из нее не делали

-  бронза  слишком мягкая.  Видимо,  этим объясняется тот факт,  что в

Египте  вплоть  до  начала  применения  железа  использовали  каменные орудия,  которые  могли  по  твердости  конкурировать с железными.  Но некоторые ученые связывают успех продвижения индоарийцев с применением именно   железа.   Интересно,   что   индийские   археологи   довольно правдоподобно доказали,  что  индоарийские  племена  пользовались  уже местными источниками железной руды (в западной Бенгалии).

Видимо, индоарийцы  привели  на  территорию   Индии   лошадь.   У

древнейшего протоиндского населения Индостана были коровы, овцы, коза, свинья,  но не было лошадей.  Вероятно, кочевники индоарийцы и привели ее сюда.

Интересно, что   культура   индоариев    изначально    не    была ориентирована  на  городской  тип,  в  отличие  от отчетливо городской протоиндской культуры.  Индоарийская культура  вырабатывает  городскую социальную организацию только в 8 веке до Р.Х. - примерно в середине 1

тысячелетия.  "Веды" сообщают нам о довольно высоком уровне социальной организации при том,  что города не существует. Известно, что там были купцы,  ростовщики, ремесленники, мореплаватели (в "Ригведе" есть даже упоминание  о  стовесельных судах).  Купцы довольно активно торговали, причем  если  даже  месопотамские  торговцы   еще   в   древности,   в шумеро-аккадское  время,  уже  торговали  с Индией,  то теперь,  когда индоарийцы населили Индию,  торговые  контакты  между  Месопотамией  и

Индией продолжаются.  Так что несмотря на отсутствие города торговля и соцально-общественная жизнь существуют.

Состав индоарийских   племен,   их   социальная  структура  очень неоднородны. Одни стояли на довольно высоком уровне развития, другие почти   на  первобытном.  "Веды"  сообщают  нам  о  том,  что  история развивается в виде четырех веков: древнего века благосостояния (крит), двух веков неравенства и жестокосердия,  четвертого века рабовладения, железа и ожесточения.  Это учение о четырех веках находит параллели во многих культурах.

В "Веде" упоминается  человек,  который  имел  более  100  рабов.

Интересно,  что слово "раб" в инд лоарийских диалектах обозначается ка

"...........".  Это  слово  обозначало   "чужестранец",   "чужеземец".

Очевидно,  захватывая  чужеземцев,  индоарийцы  превращали их в рабов.

Впоследствии слово утеряло первоначальное  значение,  осталось  только значение "раб".

Что касается социальной структуры общества,  можно  сказать,  что общество уже было строго иерархическим. Более того, в нем уже было то, что  вообще  отличает  индийскую  культуру,  индийскую  организацию  деление  на  так  называемые  ............,  как  бы  касты.  К первой принадлежали жрецы - брахманы. Вторыми были кшатрии, третьими - вайшьи