Политическая история 2900-2750 гг. - протописьменный период, период возникновения и развития письменности. Из этого периода дошло три архива. Один из Урука и два - из Джендета
(располагались в низовье у Персидского залива).
Культовым центром стал город Ниппур и храм главного бога
Энлиля. Форма организации государства одинакова, но фактически вокруг вокруг каждого города образовывалась территория - ном
(город + пррилегающая к нему территория). Отличительным признаком каждого города был храм божества. Каждый ном оформлялся как новое государство, и у каждого был свой пантеон и свой бог, но Ниппур сохранял значение культового центра для всех.
Из документов нам известно, что существовал довольновысокий уровень материальной культуры. Знатных людей древние хоронили, насыпая высокий холм. По находкам видим, что осуществлялась торговля (важная особенность государства) с Индией, а возможно и с Египтом, т.е. с той цивилизацией, которая образовалась в Египте.
2750-2310 - это период, носящий название раннединастического. В это время появляются царские списки: имя царя, его наиболее важные деяния, свод правил, войны, которые он вел. С
этого момента мы можем говорить, что появляется что-то вроде царя. В древнюю эпоху вождь или военачальник имели довольно подчиненное положение. Главным был главный жрец - эн.
Впоследствии появляется жрец-строитель - эн-си. Потом произошло частичное совмещение функций правителя и жреца, произошел какой-то конфликт. Должность царя в обществе становится более закрепленной, но жрецы от нее отдаляются. Эн-си постепенно теряет свое значение, и на его место приходит главный военачальник - лугаль. Происходит консолидация общества по этой иерархической лестнице.
Здесь выделяются три нома (государства), которые сыграли выдающуюся роль в истории Месопотамии: Ур, Урук и Киш.
Второй документ - это эпосм Гильгамеш. В нем сохранились черты древних ёпох (составлен в более позднее время как художественное произведение). Составлен на шиитском языке. Постепенно этот язык вытесняет шумерский, и он остается только для документов и особо торжественных случаев.
Одним из первых главных исторических лиц был лугаль 1-й династии Киша, которого звали Эн-Менбарагеси. По-... жрец обозначался "маликум", он приобретает значение "жрец-царь"
(Менбарагеси).
Здесь важно отметить область Элам, где жило население, говорившее на языке, родственном дровицким языкам (язык древней Индии). Они пришли (дровиды) независимо от шумеров в эту область. Элам к этому времени представлял собой высокоорганизованное общество. Они многое переняли от шумеров, и эламский язык был вытеснен. Так вот, Эн-Менбарагеси воевал с Эламом и захватил его территорию. Война нужна была для поставки пленных, бесплатной рабочей силы. Во-вторых, борьба за гегемонию.
Здесь просматривается процесс объединения. Этнос определяется культурными параметрами. Пленники, работая на хозяйственных работах (важные работы им не поручались, эти работы делали свободные орбщинники), адаптировались к культуре того места, где они работали, и тот, кто завоевывал, мог насаждать свои порядки, в частности религиозные. Происходило взаимопроникновение пантеонов и формирование культурно-языкового единства.
Сын Эн-Менбарагеси Агги организовал мощный поход на Урук, и не без успеха. Но помешал ему Гильгамеш, ему удалось противостоять агрессии Киша, и с этого момента Урук выходит на первую роль. Начимнается второй этап раннединастического периода
(середина 2 века, известен из архива Шуруппака) - РД-2, и потомки Гильгамеша, которые победили Агги, составили 1-ю династию Урука.
Лугаль-игемон, который руководил новым союзом, должен пройти через церемонию посвящения (помазания) в Ниппуре. Ниппур никогда не был центром политическим, он всегда оставался культовым центром. Гильгамеш берет курс на сильную гегемонию
Урука. И здесь берет начало возвышение Лагаша (г.Гирсу), это был противник Урука.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.