История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 36

языки.  Это был первый индоевропейский язык в древней истории.  Как вы помните,  Месопотамия - это место распространения семитских диалектов,

Египет  -  это  хамитские  диалекты,  встречаются  также  восточно-  и северокавказские группы, хурриты. А индоевропейцев доселе не было.

Следующий большой  этап   в   изучении   хеттов   -   обнаружение швейцарским  археологом  ...  в  1920  году  того факта,  что хетты не являлись автехтонным населением Малой Азии.  Более того, само название народа   и   столицы  пришло  от  другого  народа,  неиндоевропейского происхождения, прежде обитавшего в тех местах, куда пришли хетты. Этот народ называл себя "хатты" или "хетты".

Теперь важно определить,  действительно ли однороден богаскейский архив. Лингвисты и историки обнаружили, что в этом архиве сосуществуют документы на нескольких языках.Во-первых,  это так называемый хеттский клинописный  язык,  который  мы называем меситским (от названия народа

"меса").  Во-вторых,  это нувийский язык.  Это позволяет предполагать, что хетты и нувийцы - население, пришедшее из Малой Азии, - составляли единый народ. Хетты - более древний народ, нувийцы - более поздний.

Если мы  посмотрим  на Малую Азию конца 3 - начала 2 тысячелетия, то мы увидим,  что она была населена народами,  говорящими  на  разных языках.  Среди  этих  народов  можно  назвать хаттов,  касков (осевшие кочевые племена),  которых,  по некоторым сведениям,  считают близкими хаттам;  жили  там  хурриты,  которые  поднимались  в  Малую  Азию  из

Месопотамии и с территории Армянского нагорья;  существовали и колонии месопотамцев - строго говоря,  семитского населения.  Можно говорить о том,  что  именно  в  это  время  в  Малой  Азии  появляются  носители инодоевропейских языков - хетты.

Придя на  землю,  как  это  происходило  с  многими  народами   касситами в Месопотамии,  гиксосами в Египте, - хетты, очевидно, стали завоевывать  территорию.  Поскольку   эта   территория   не   являлось государством,  сделать это было легче.  Приблизительно в начале 2 века носителям   древнего   хетто-нувийского    языка    удалось    создать

Древнехеттское  государство.  Оно  создавалось  не  на  пустом  месте.

Различные группы населения уже жили в  Малой  Азии,  там  существовали довольно  старые  торговые колонии,  в частности месопотамские,  среди которых можно назвать Каниш,  Курсара,  Самука  и  др.  Придя  на  эту территорию,  хетты, судя по всему, многое заимствовали от тех, кто там жил.  От хаттов -  пантеон  основных  богов,  от  ассирийцев,  имевших колонию в Малой Азии,  - клинопись (до этого, очевидно, письменности у них не было).

По более поздним документам удалось восстановить имя первого царя хеттов - им был Лапарнас. Имя достаточно условное, т.к. оно происходит из  языка  восточнокавказской  группы.  Кроме  имени,  о нем ничего не известно.

Первым исторически  зафиксированным  царем был Хаттусилис Первый.

Несмотря на то что он был хеттом, он носил имя "Хатту...", что явилось результатом  симбиоза  между пришедшим населением и местным населением

(хаттами).  Этот царь и явился тем,  кем были фараоны древнего царства для Египта - сплотителем,  основателем державы,  т.е. первым настоящим царем.

Хаттусилису удалось  распространить  свое  влияние  на город ..., очень  крупный  хуррито-семитский  центр.  От  этого   царя   осталось завещание,  в  котором  он передает свое царство своему сыну Мурсилису

Первому.  И как раз с его именем связано реальное расширение хеттского царства  и  его  выход  на  международную  арену.  Мурсилис  продолжил завоевательную политику своего отца - взял довольно  крупный  город  в

Сирии ...,  а также прославился тем,  что покорил Вавилон.  Интересно, что при этом статуя Мардука,  которую все завоеватели вывозили в  свою столицу,  не  была  увезена  в  Хаттусу,  а  осталась в городе Хане на