языки. Это был первый индоевропейский язык в древней истории. Как вы помните, Месопотамия - это место распространения семитских диалектов,
Египет - это хамитские диалекты, встречаются также восточно- и северокавказские группы, хурриты. А индоевропейцев доселе не было.
Следующий большой этап в изучении хеттов - обнаружение швейцарским археологом ... в 1920 году того факта, что хетты не являлись автехтонным населением Малой Азии. Более того, само название народа и столицы пришло от другого народа, неиндоевропейского происхождения, прежде обитавшего в тех местах, куда пришли хетты. Этот народ называл себя "хатты" или "хетты".
Теперь важно определить, действительно ли однороден богаскейский архив. Лингвисты и историки обнаружили, что в этом архиве сосуществуют документы на нескольких языках.Во-первых, это так называемый хеттский клинописный язык, который мы называем меситским (от названия народа
"меса"). Во-вторых, это нувийский язык. Это позволяет предполагать, что хетты и нувийцы - население, пришедшее из Малой Азии, - составляли единый народ. Хетты - более древний народ, нувийцы - более поздний.
Если мы посмотрим на Малую Азию конца 3 - начала 2 тысячелетия, то мы увидим, что она была населена народами, говорящими на разных языках. Среди этих народов можно назвать хаттов, касков (осевшие кочевые племена), которых, по некоторым сведениям, считают близкими хаттам; жили там хурриты, которые поднимались в Малую Азию из
Месопотамии и с территории Армянского нагорья; существовали и колонии месопотамцев - строго говоря, семитского населения. Можно говорить о том, что именно в это время в Малой Азии появляются носители инодоевропейских языков - хетты.
Придя на землю, как это происходило с многими народами касситами в Месопотамии, гиксосами в Египте, - хетты, очевидно, стали завоевывать территорию. Поскольку эта территория не являлось государством, сделать это было легче. Приблизительно в начале 2 века носителям древнего хетто-нувийского языка удалось создать
Древнехеттское государство. Оно создавалось не на пустом месте.
Различные группы населения уже жили в Малой Азии, там существовали довольно старые торговые колонии, в частности месопотамские, среди которых можно назвать Каниш, Курсара, Самука и др. Придя на эту территорию, хетты, судя по всему, многое заимствовали от тех, кто там жил. От хаттов - пантеон основных богов, от ассирийцев, имевших колонию в Малой Азии, - клинопись (до этого, очевидно, письменности у них не было).
По более поздним документам удалось восстановить имя первого царя хеттов - им был Лапарнас. Имя достаточно условное, т.к. оно происходит из языка восточнокавказской группы. Кроме имени, о нем ничего не известно.
Первым исторически зафиксированным царем был Хаттусилис Первый.
Несмотря на то что он был хеттом, он носил имя "Хатту...", что явилось результатом симбиоза между пришедшим населением и местным населением
(хаттами). Этот царь и явился тем, кем были фараоны древнего царства для Египта - сплотителем, основателем державы, т.е. первым настоящим царем.
Хаттусилису удалось распространить свое влияние на город ..., очень крупный хуррито-семитский центр. От этого царя осталось завещание, в котором он передает свое царство своему сыну Мурсилису
Первому. И как раз с его именем связано реальное расширение хеттского царства и его выход на международную арену. Мурсилис продолжил завоевательную политику своего отца - взял довольно крупный город в
Сирии ..., а также прославился тем, что покорил Вавилон. Интересно, что при этом статуя Мардука, которую все завоеватели вывозили в свою столицу, не была увезена в Хаттусу, а осталась в городе Хане на
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.