Месопотамия нуждалась в дереве. Когда мы говорили о Саргоне, то вы помните, что Саргон был первым, кто применил лук, для которого необходимы были твердые породы дерева. Ввозить их можно было либо из
Малой Азии, либо из Индии.
Что касается индийского импорта, т.е. того, что туда ввозилось, то находки в слоях городов довольно разнообразны и отличаются взаимопроникновением - то, что было в более поздних, верхних, слоях, проникало вглубь и наоборот. Однако есть интересная деталь:
приблизительно в слое 16 века были найдены бусы, сделанные, очевидно, на острове Крит. Это свидетельствует о том, что существовала уже довольно развитая торговля.
Что можно сказать о культуре? До нас дошло мало религиозных объектов. Существует несколько табличек, в основном металлических; надписи на керамике, на печатях. Это идеографическое письмо, т.е. письмо с помощью значков, маленьких иероглифов, которые до сих пор не разгаданы, поскольку непонятно, какой это язык. Видимо, жители Индии, разговаривали на дровицких языках, т.е. на тех, на которых говорили в Эламе
(Месопотамия), они сохранились сейчас среди жителей Цейлона. Не исключено также родство с древнейшей шумерской и древнейшей эламской письменностью - с точки зрения способов начертания. Но вопросы эти еще ждут своего разрешения.
Что касается религии, здесь очень трудно что-то говорить, поскольку мы обладаем только археологическими данными. Но в слоях городов найдены статуэтки богини-матери - некие женские статуэтки с характерными материнскими чертами. Этот культ был распространен во многих городах. Было также некое трехликое божество, напоминающее
Шиву, владыку скота.
Словом, известно нам о религии очень мало, но кое-что проследить по археологическим данным можно. Где-то в конце культуры хараппы происходит активный регресс (приблизительно 18 век). Прекращается градостроительство, исчезает письменность. С чем это связано? Тут несколько догадок, одна из них связана с упоминанием в одном из древнейших арийских памятников о войнах с местной народностью дасью, ассоциируемой с местными жителями Индии. Когда в Индию приходят индоарийцы, они вытесняют местное население. Видимо, между пришельцами и аборигенами происходит какая-то борьба, в результате насильственное подавление цивилизации.
Современное состояние археологических данных свидетельствует против этой гипотезы, т.к. те слои, которые лежат сверху, не однородны, представляют разные культуры. Кроме того, культуры, которые, как правило, лежат сверху, больше напоминают деградирующую культуру хараппы, нежели культуру индоарийцев. Поясню. Все народы откуда-то приходят - эта аксиома доказывает правильность библейского толкования. Индоарийцы - именно тот народ, который пришел откуда-то, возможно, с территории Иранского нагорья, или Северного Кавказа, или
Малой Азии. Они приходят в Индию и вытесняют местное население. Но по пути разделяются на несколько потоков: иранский, хетский, малоазийский, индийский; на каком-то этапе выделился и славянский.
Таким образом, культура исчезает. При том высоком уровне ее, который был и которого она достигла приблизительно в 20 веке, причина этого удивительна, загадочна, непонятна. Вероятно, это имеет отношение к тем размышлениям, с которых я начал эту лекцию.
Отвлечемся теперь от Индии и вернемся в Месопотамию. В это время в Нижней Месопотамии происходит борьба между каситами, пришедшими в
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.