веке до н.э. происходит переселение большой группы хурритов в центр района от горной гряды Хамрин.
Интересно, что в древнейших слоях аккадского языка сохранились некоторые названия растений, взятые из хурритского языка, что свидетельствует о довольно древнем присутствии хурритов на территории
Месопотамии.
Приблизительно к 17 веку можно отнести возникновение сильного хурритского государства Ханигальбат. Мы говорили, что переселение хурритов происходило волнами.Первые волны были близки еще к тому состоянию, из которого они вышли, т.е. к состоянию хуррито-уратского общности. Ураты остались на территории Армянского нагорья и впоследствии именно уратский язык в сильнейшей степени повлиял на формирование армянского языка. Хурриты же двинулись на юго-запад.
Постепенно удаляясь от хуррито-уратской общности, они становились все более самостоятельными. Последняя волна уже фактически не сохранила следов общности с уратами.
Это государство просуществовало довольно долго. Там была сильная военная организация, опирающаяся на царя. Царей было несколько. Одним из сильнейших был Параттарна, который распространил свое влияние практически на всю Сирию и даже совершал походы в Малую Азию. При царе
Саусуттаре хурриты захватили Ашшур, разграбили его. Подчинили себе другое хурритоское государство Аррапхэ и захватили много других мелких городов Сирийской пустыни.
Хурриты сумели посадить своего представителя даже в такую жесткую структуру, как совет старейшин в Ашшуре. Это, конечно, было свидетельством активного влияния на политическую жизнь.
В результате дворцовых переворотов и различных интриг около 15
века царство Ханигальбат прекратило свое существование. Последний царь
Шаттиваса бегал из города в город, а за ним его соперники, желающие захватить власть.
Другое хурритское государство - Аррапхэ - "город богов". Оно образовалось вокруг Гассура. При раскопках этого места было найдено много документов на аккадском языке (этот язык был нормативным для деловой корреспонденции).
Вместе с термином "алу", который обозначает территориальную городскую общину, появляется термин "димту", буквально обозначающий башню, - не только территория общины входит в это понятие, но и войско, а также постройки. Уровень государства Аррапхэ достаточно высок. Но оно попало в борьбу между аккадами и касидами и пало.
Итак, давайте обобщим. В то время, как в Месопотамии на фоне общей раздробленности происходит вторжение аморейских племен из
Сирийской полупустыни, в самой этой пустыне происходят довольно серьезные политические катаклизмы. Зарождаются и приходят в упадок крупные хурритские государства. Они играют двоякую роль: во-первых, это мост между Месопотамией и Малой Азией, во-вторых, они влияют на развитие месопотамского общества.
В это же время в Индии существует цивилизация, сравнимая по уровню с шумерской.
16.11.93.
Л Е К Ц И Я 7
В прошлый раз мы сделали небольшое отступление - посмотрели, что происходит в описываемую нами эпоху, т.е. на переходе от 2 к 1
тысячелетию - в регионах Ассирия и Малая Азия. А также посмотрели, что происходит в Индии. Теперь, поняв, что везде возникают и разрушаются
... цивилизации, происходит расселение кочевых племен (они оседают, окультуриваются), мы поняли и то, что все эти процессы характерны и для всей ойкумены. Слово "ойкумена" - греческое, обозначает "круг населенных земель". И если мы попытаемся уловить смысл всего этого движения, то нам покажется, что оно не существует.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.