Надо сказать, что по мере того, как аморреи и носители аморрейских западносемитских диалектов проникали в Месопотамию, города типа Терка,
Ларса и Вавилона становились центрами определенных племенных групп, т.е. аморреи как бы колонизировали определенные города. Вавилон, например, стал центром племени ..., Ларса стал центром племени ..., а
Терка стала центром племени ханеев. То есть, подплеменные группы рассредоточились по различным городам Месопотамии, что впоследствии породило так называемые аморрейские династии. И первой такой династией можно назвать вавилонскую династию Хаммурапи, которому подчинился сын
Шамши Адада Хамдад. То есть Ашшур, который при Шамши Ададе был большим и важным городом, становится частью огромного государства, объединенного под властью царя Хаммурапи (1792 г.).
На фоне чего пришел к власти этот царь? Прежде всего - на фоне большого упадка хозяйства, на фоне раздробленности, нашествия иноплеменников. Естественно, аморреи гнали с собой стада, и овцы вытаптывали все пространство, поедали всю растительность, что тоже способствовало прогрессирующему упадку хозяйства.
Хаммурапи тоже не стал придумывать ничего нового, а пошел по тому же пути, который был начертан всем ходом предыдущего развития
Месопотамского государства: стимулирование внешней торговли, активизация частного сектора - то есть, в конечном итоге, стимуляция частной торговли, т.к. именно от нее зависит объем национального продукта. Соответственно возникает и база для расширения внешней торговли, повышается благосостояние страны.
Но меры по расширению частного сектора, его фаворизированию, т.е.
созданию условий наибольшего благоприятствования, привели к возникновению ростовщиков-процентщиков, которые стали брать товары и давать ссуды под проценты. Это породило закабаление и другие эффекты, связанные с существованием этой профессии.
В любом деспотическом государстве четко прослеживается тенденция к полному государственному регулированию экономики. Так было и при
Хаммурапи - за тем исключением, что в силе остались мероприятия по фаворизированию частного сектора. Но периодически издавались так называемые указы о справедливости, в которых постепенно, год от года, после первого хозяйственного прорыва начали ужиматься права частных производителей. Государство начинает забирать себе все больше и больше продукции. Этот процесс завершился судебной реформой. Был издан свод законов Хаммурапи, который дошел до нас в виде клинописных надписей на большой каменной стеле, раскопанной французскими археологами в ... .
На них-то и основано наше представление о судебной реформе.
Там, в частности, говорится, что царь есть владыка всего, абсолютно всего. Храмы были полностью подчинены царю. Если раньше можно было говорить о государственном и частно-общинном секторах экономики, то теперь речь идет о собственно государственном и государственно-общинном секторах. То есть, общины тоже стали выполнять функции элементов, кирпичиков государства. Возник институт тамкаров торговых агентов. Это нечто вроде мытарей, только гораздо более зажиточные люди, которые ездили по провинциям, заключали сделки иначе говоря, осуществляли менеджмент, как сейчас говорят, и сбор налогов, а также экономический контроль.
Растет бюрократический аппарат. Вообще месопотамская цивилизация при ближайшем рассмотрении производит впечатление государства ростовщической и даже, я бы сказал, мелочной психологии. Учитывается все вплоть до вязанки лука, и из-за этого, вероятно, могли произойти какие-то свары, потасовки. Для того, чтобы подобная система контроля могла существовать, было необходимо большое количество бюрократов. И
они существовали в лице тамкаров. Вероятно, существовало и что-то вроде полиции, хотя нам об этом ничего не известно. Может быть, это была своеобразная комендантская рота.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.