История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 22

Египтяне - очень  консервативный  народ,  они  не  хотели  ничего отменять  из  своих  старых установлений.  Система алфавита с огромным количеством значков была неудобной,  однако они не хотели ее отменять, т.к.  она  была  освящена авторитетом их древних праотцов-основателей.

Впоследствии  алфавит  все-таки  был  упрощен.  Была   придумана   так называемая  иератическая  азбука  -  иератика,  а  потом  демотическая

(демотика),  или народная, азбука. Это сочетание всевозможных кривых и извилистых линий, которые должны были указывать на эти значки.

Впоследствии, когда  пришли  греки,  египтяне   увидели   удобный принцип  алфавитного  письма с изображением гласных,  которых у них не было,  они приняли греческую азбуку, добавив туда несколько своих букв

(щ,х,ф).   Консерватизм   оказался  оправдан  там,  где  он  выполняет исторически образующую роль с точки зрения Божественного Промысла. Как только он перестает эту роль играть, он перестает действовать.

Первой чертой египетской религии является та роль, которую во все периоды  ее  истории  играет  фетишизм.  В номах почитали всевозможных животных.  В одном - некий столб с  четырьмя  перекладинами,  по  всей видимости  ...,  в  другом  почитали бычью голову,  в третьем - шест с двумя перекрещенными  пальцами  или  стрелами,  в  четвертом  почитали шакала  как бога.  В Мемфисе почитали корову,  кое-где птичку ибис или кошку. Над этим очень издевались христианские апологеты - в частности, св.Иустин, Афиногор, св.Феофил Антиохийский.

Развивается культура,  и какие-то формы религиозного почитания, в частности,  откровенный  фетишизм,  когда  почитался  столб, перестают удовлетворять сначала интеллигенцию,  образованных людей,  а потом уже всех.   И   начинается   придумывание  различных  ухищрений:  столб  с перекладинами  -  это,  мол,  на  самом  деле  хребет  Осириса.  Столб превращается   в   Осириса.  Поскольку  он  расчленен,  то  часть  его почитается в виде хребтины.  Шакал  -  это  бог  ...,  в  виде  сокола традиционно  почитался бог гор - Ра,  то есть начинают говорить о том, что все эти звери - это не боги,  а только изображения богов. Вот этот культурный  переход  является  самым  захватывающим  местом  в истории религии,  когда челолвеческий дух уже не удовлетворяется теми рамками, которые  он  сам  на  себя наложил,  и начинаются попытки найти что-то истинное,  отбрасывается старое, чтобы взять какие-то элементы из него и  вложить  в  них  новое  содержание.  Бог  уже мыслится чем-то более абстрактным.  В форме коровы почитается Исида,  а также богиня ...,  в форме ибиса - бог Тот, в форме кошки - богиня Баст.

Какие-то черты сохранились:  бог Тот почитался в форме человека с головой  ибиса,  а  Нубис почитался в форме человека с головой собаки.

Какие-то черты грубого фетишизма остались,  и окончательно он  никогда не  исчезал из египетской религии.  Это еще живо чувствует Геродот в 5

веке.

В каждом номе были свои божества, но существовали и общие. Одним из главных таких богов был бог Ра (в Месопотамии - Шамаш).  А еще  бог

Луны - Ях и бог, дающий жизнь - Хапи (Нил).

Большое жреческое сословие,  сформировавшееся  в  Египте,  начало вырабатывать богословские системы.  С одной из них - гелиопольской - я хотел бы вас познакомить.  Разработали ее жрецы города Гелиополя.  Она основана   на   принципе   энеады  -  девятки.  Девять  высших  богов, обязательных для почитания.  Первым  высшим  богом  был  Ра-Атум  (Ра, отожествленный с местным гелиопольским богом Атумом). Вообще в истории древних  религий  отожествления  проводились  быстро  и  спокойно.  Вы помните,  как Мардук был отожествлен с Энлилем, оба они превратились в бога Бела,  впоследствии  к  ним  прибавился  бог  Ашшур,  и  все  это происходило  спокойно,  никакого  конфликта  между  богами  на  уровне национальностей  не  происходило.  Боги  перетекали  друг   в   друга, сливались,  разделялись без всяких проблем.  То есть,  конфликты между богами носили функциональный характер,  происходили  на  уровне  мифа.