Египтяне - очень консервативный народ, они не хотели ничего отменять из своих старых установлений. Система алфавита с огромным количеством значков была неудобной, однако они не хотели ее отменять, т.к. она была освящена авторитетом их древних праотцов-основателей.
Впоследствии алфавит все-таки был упрощен. Была придумана так называемая иератическая азбука - иератика, а потом демотическая
(демотика), или народная, азбука. Это сочетание всевозможных кривых и извилистых линий, которые должны были указывать на эти значки.
Впоследствии, когда пришли греки, египтяне увидели удобный принцип алфавитного письма с изображением гласных, которых у них не было, они приняли греческую азбуку, добавив туда несколько своих букв
(щ,х,ф). Консерватизм оказался оправдан там, где он выполняет исторически образующую роль с точки зрения Божественного Промысла. Как только он перестает эту роль играть, он перестает действовать.
Первой чертой египетской религии является та роль, которую во все периоды ее истории играет фетишизм. В номах почитали всевозможных животных. В одном - некий столб с четырьмя перекладинами, по всей видимости ..., в другом почитали бычью голову, в третьем - шест с двумя перекрещенными пальцами или стрелами, в четвертом почитали шакала как бога. В Мемфисе почитали корову, кое-где птичку ибис или кошку. Над этим очень издевались христианские апологеты - в частности, св.Иустин, Афиногор, св.Феофил Антиохийский.
Развивается культура, и какие-то формы религиозного почитания, в частности, откровенный фетишизм, когда почитался столб, перестают удовлетворять сначала интеллигенцию, образованных людей, а потом уже всех. И начинается придумывание различных ухищрений: столб с перекладинами - это, мол, на самом деле хребет Осириса. Столб превращается в Осириса. Поскольку он расчленен, то часть его почитается в виде хребтины. Шакал - это бог ..., в виде сокола традиционно почитался бог гор - Ра, то есть начинают говорить о том, что все эти звери - это не боги, а только изображения богов. Вот этот культурный переход является самым захватывающим местом в истории религии, когда челолвеческий дух уже не удовлетворяется теми рамками, которые он сам на себя наложил, и начинаются попытки найти что-то истинное, отбрасывается старое, чтобы взять какие-то элементы из него и вложить в них новое содержание. Бог уже мыслится чем-то более абстрактным. В форме коровы почитается Исида, а также богиня ..., в форме ибиса - бог Тот, в форме кошки - богиня Баст.
Какие-то черты сохранились: бог Тот почитался в форме человека с головой ибиса, а Нубис почитался в форме человека с головой собаки.
Какие-то черты грубого фетишизма остались, и окончательно он никогда не исчезал из египетской религии. Это еще живо чувствует Геродот в 5
веке.
В каждом номе были свои божества, но существовали и общие. Одним из главных таких богов был бог Ра (в Месопотамии - Шамаш). А еще бог
Луны - Ях и бог, дающий жизнь - Хапи (Нил).
Большое жреческое сословие, сформировавшееся в Египте, начало вырабатывать богословские системы. С одной из них - гелиопольской - я хотел бы вас познакомить. Разработали ее жрецы города Гелиополя. Она основана на принципе энеады - девятки. Девять высших богов, обязательных для почитания. Первым высшим богом был Ра-Атум (Ра, отожествленный с местным гелиопольским богом Атумом). Вообще в истории древних религий отожествления проводились быстро и спокойно. Вы помните, как Мардук был отожествлен с Энлилем, оба они превратились в бога Бела, впоследствии к ним прибавился бог Ашшур, и все это происходило спокойно, никакого конфликта между богами на уровне национальностей не происходило. Боги перетекали друг в друга, сливались, разделялись без всяких проблем. То есть, конфликты между богами носили функциональный характер, происходили на уровне мифа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.