История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 48

(свободные  общинники),  а низшей категорией неравноправного населения были  шудры.  Учение  о  .............  было  связано   в   ведической литературе  с  учением о том,  что некий первый человек был принесен в жертву богам,  и из его частей боги сотворили проточеловека  различных категорий:  из головы - брахманов,  из рук - кшатриев, из ног - шудры, из всего остального - вайшьи.  Важно,  что брахманы были сотворены  из самой  благородной  части  -  головы.  Это может указывать на то,  что племенные вожди, возможно, совмещали военные и жреческие функции, хотя в большей степени они были связаны с категорией брахманов.

В первой  половине  1  тысячелетия  в  долине  Ганга  оформляются некоторые  государства.  Царь,  который  именуется  термином  "раджа", считается  верховным   распорядителем   государственногоо   имущества, верховным   главнокомандующим,   носит   титул   защитника,  поборника

.............   -   правил   нравственной,    добродетельной    жизни.

Наследование  царской  власти  было  жестким.  Но  как  некий рудимент племенной организации,  существовал некий  орган  народного  собрания, подобно тому,  как это было у шумеров и хеттов. Это собрание в сложных случаях должно было утверждать царского наследника.  Государства  были небольшие и быстро распадались.

Что касается культурно-религиозного характера  этой  цивилизации, то  здесь  можно  упомянуть,  что на этом этапе индоарии были довольно близки     к     иранцам.     В      частности      ..................

.................................под   названием  сома.  Индоарийцы  и иранцы считали, что вся жизнь природы и человека проходит в согласии с правилами, учрежденными богами, которые назывались дэви (дэв). Наравне с богами высшей категории,  к которой принадлежал  Индра,  существовал бог  Агни  -  бог  огня  (типа  Гефеста),  он же считался покровителем домашнего очага.  Существовал также разряд божеств, называемых Асурами

(бог Варуна).  Как в древнейшей шумеро-аккадской цивилизации,  так и в индийской,  жрецы всячески подчеркивали, что боги нуждаются в жертвах, они  постоянно  жаждут  жертв.  Поэтому вся жизнь человека должна быть подчиненатому,  чтобы накопить,  отдать в храм достаточное  количество приношений для богов.  Даже не столько в храм, сколько жрецам, так как у индоарийцев фактически не было ни храмов, ни храмового хозяйства. То есть  некоего  фиксированного места для жертвоприношений у индийцев не было.

Вообще теория  каст  имеет  переклички  с более поздними учениями гностического характера,  потому что считалось,  что брахманы обладают некоей  ведой,  таинственным  знанием,  которое  делает их выше других людей.  Гностическое  учение  имеет  приблизительно  такую  же  схему:

гностик - это человек,  который с рождения обладает неким таинственным знанием и потому может не заботиться о своей личной  добродетели,  ибо он уже изначально спасен.

Индийцы верили в то, что тело смертно, а душа вечна и находится в состоянии ..........  еще до рождения.  Метампсихоз,  переселение душ.

Все это оформлялось в  виде  существования  кармы  -  как  бы  некоего единства,  в  котором  совмещено поведение с потенциальным воздаянием.

То,  что человек является бедняком,  означает,  что в прежней жизни он себя  "плохо  вел",  за  это его наказали.  Это позволяло удерживать в повиновении людей,  т.к.  у человека вырабатывался  комплекс  вины  за грехи прежней жизни.

До появления "Вед" мы не можем говорить о существовании какого-то рода  письменности  -  вплоть  до  8-10  века  у  нас  нет  письменных памятников.

Теперь оставим    Египет    и   обратимся   к   другой   половине индоевропейцев  -  иранцам.  После  распада  индоиранского   единства, которое объединяло как иранцев,  так и индоарийцев,  будущих индийцев, иранцы с 16 по 12  век  начинают  достигать  мест  своего  обитания  территории Персии (современного Ирана). Там они и оседают.

В 16 веке произошло то, о чем я говорил, рассказывая о хурритском государстве Метания.  Метанийцы соприкоснулись с иранцами и, видимо, в каком-то смысле слились с этой группой,  потому  что  имена  некоторых богов  носили  индоевропейский  характер.  Кроме  того,  Метанией даже правила  индоевропейская  династия.  По  мнению  одних  ученых,  можно говорить  об  иранцах,  по  мнению  же  других  -  о  индоиранцах  (до разделения).