Существует такая закономерность: если ты смотришь на какой-то процесс (в данном случае исторический) с близкого расстояния, тебе кажется, что это хаос, что происходит нечто вроде броуновского движения - сумбурное, ничему не подчиненное. Чуть отдалившись, видишь некие волнообразные движения: царство возникает и разрушается, какие-то экономические начинания тоже как бы пульсируют, то усиливаясь, то затухая. А потом становятся явными и более масштабные процессы - мы видим уже какие-то единые движения. Попытка нашего исторического анализа как раз в том и заключается, чтобы увидеть, рассмотреть эти общие движения, которые можно связать только с действием Божественного Промысла.
Вокруг чего в данном случае происходит вращение, рост цивилизаций? Вокруг Сирийско-Палестинского региона - того места, куда впоследствии будут направлены наши взоры при изучении древнейшей истории Земли.
Сегодня мы вернемся в Египет. Мы оставили его, чтобы посмотреть его культурное "обрамление", поскольку Египет связан крепкими узами с историей евреев. С другой стороны, именно в Египте вырабатывались и развивались те основания, которые впоследствии сформировали христианскую цивилизацию, несмотря на всю странную и порой даже отталкивающую его историю.
В прошлый раз мы остановились на древнем царстве Египта. Древнее царство с его грандиозной эпохой строительства, создания пирамид (цари
Хеопс, Джесер и другие) начинает проводить осторожные рейды в Ливию, северную Эфиопию, на Аравийский полуостров.
Причины угасания этого царства историкам пока непонятны из-за того, что еще не все памятники явлены их взорам. Вполне вероятно, что разложение его явилось следствием раздробленности (в применении к истории Руси обычно говорят о феодальной раздробленности). Будем исходить из того, что все термины типа "феодальный",
"капиталистический" и т.д. имеют условный характер и могут применяться в рамках ..., к которой мы, я надеюсь имеем весьма малое отношение. Я
имею в виду марксизм с его учением об общественных формациях.
Элементы, которые можно характеризовать как феодализм, капитализм и другие социальные устройства, мы находим уже в древнейших обществах.
Что представляла собой раздробленность как явление в Египте? Вероятно, все началось с того, что местные администраторы (начальники, губернаторы) постепенно начали чувствовать свою автономию, понимать, что центральная администрация смотрит сквозь пальцы на их деятельность и не очень ею интересуется. Налоги должны платиться вовремя, и на этом контроль с ее стороны заканчивается. Возникло слабое, рыхлое государственное устройство.
Местные царьки начинают величать себя великими богами, присваивать себе фараонскую, или царскую ... . Заводят собственные дворы, строят себе гробницы, что раньше было исключительно царской привилегией. Начинается тот период, когда централизованное государство
Верхнего и Нижнего Египта распадается сначала на две, а потом и на многие области. Наступает период среднего царства - с конца 3
тысячелетия до 1600 года до Рождества Христова (с 9 по 17
манефоновские фараонские династии). Строго говоря, среднее царство является переходным периодом, когда закладываются условия для консолидации, для построения будущего великого нового царства, которое превзошло блеск и величие древнего царства.
Что представляло собой общество среднего царства? Довольно высокоразвитая культура претерпевает изменения, связанные с некоторыми новациями. Прежде всего они касаются материальной культуры. Одно из главных явлений здесь - открытие и освоение бронзы (сплав меди с оловом). Земледельцы и ремесленники начинают понимать ценность бронзы с точки зрения прочности изготовленных из нее орудий, и наступает
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.