После этого люди и боги перестают повиноваться Ра. На Ра натравливают змею, которая его кусает, и он, ужаленный, страдает. Это можно прочитать у Плутарха. Когда ситуация накаляется, Ра обращается к своим богам, прежде всего к Нуну: "Старейший бог, который меня произвел,и вы, боги-предки! Люди, происшедшие из моего ока, замышляют злое против меня. Скажите, как поступить в этом случае? Я не хочу их казнить, не услыхав вашего мнения. Тогда заговорил его величество Нун: "Сын мой, раб ..., оставайся на троне своем, ибо страх пред тобою велик". Тогда
Ра отвечает: "Они убежали в горы, сердце их полно страха". И Боги убеждают Ра послать его око, чтобы оно казнило непокорных. Пусть сойдет богиня ..., которая выполняет карательные функции, и казнит их.
И вот здесь сомнения: бог должен правильно употребить свою власть, казнить действительно тогда, когда надежда на исправление утрачена.В
этом выражается идеал благого царя. И Ра посылает жестокую богиню, которая топит людей в крови, пока Ра не сжалился над некоторым остатком их и не помиловал некоторых праведных людей.
И, наконец, царство переходит к Осирису и Исиде. Эта пара, которая одновременно брат и сестра, муж и жена, поставила своей целью воспитание людей и распространение культуры как бы не только у себя дома, но и в сопредельных странах. У нее как бы есть первые министры и есть противник - Сет (Сетх или Сутх), который желает завладеть престолом. Во время празднества по случаю победоносного возвращения из
Азии (боги живут земной жизнью, но очень долго), куда Осирис отправился походом для того, чтобы насадить там цивилизацию, а Сет является со своим семейством и двумя спутниками, приносит драгоценный сундук и предлагает его тому, кто сможет в него влезть. Сундук, естественно, приходится Осирису. Тогда Сет закрывает сундук и бросает его в ... . Осирис долго носится по волнам и выплывает в море. Самое трагическое заключается в том, что Исида с рыданиями ищет сундук в надежде его найти и обрести возлюбленного мужа и брата. Она находит сундук вросшим в ствол дерева. Она оплакала, временно оживила, а потом погребла Осириса и удалилась в свой город ..., который является центром почитания Исиды, где среди болот стала воспитывать своего младенца Гора, сокрыв его от преследования Сета. Гор мыслится как божество, непосредственно надзирающее за людьми. Он одновременно - сын
Исиды и Осириса. Возмузжав, Гор вступает в борьбу с Сетом. Сет обнаруживает большую храбрость, и Гор даже лишается глаза. Наконец боги представляют дело на решение бога Тота, который своей мудростью мирит их и делит Египет между Гором и Сетом: Гору достается север, а
Сету юг. А Осирис в царстве мертвых, в аду, делается царем и судьей.
Таким путем слили два цикла мифов. Один связан с мифом об Осирисе и странствиях Исиды, который имел локальные версии, потому что в Сирии помещали место обретения останков Осириса Исидой; в других местах были распространена версия, что его расчленили и она собирает его по кускам. Это же встречается и в русских сказках: расчленение и оживление живой водой.
То есть, именно гелиопольское жречество создало систему, нечто вроде какой-то богословской унификации.
09.11.93.
Л Е К Ц И Я 6
История вообще и история древних обществ в частности являет нам удивительный пример того, насколько сама реальность, сама история может разрушить мечту или надежду ученых открыть некие объективные законы, правила, по которым действует история. То есть, сама история, если хотите, является доказательством Бытия Божия, потому что если вы попытаетесь выяснить правила, по которым живут, развиваются и умирают цивилизации, вы обнаружите, что таких правил просто не существует. В
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.