История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 13

Царство Хаммурапи просуществовало приблизительно до 2750 года.  В

это время примерно из района Элама  начали  в  Месопотамию  вторгаться народности, которые получили имя касситов. Кто это такие, мы не знаем.

Есть  мнение,  что  они  были  индоевропейцами,  то  есть   носителями индоиранских,   индоевропейских   диалектов.   Другие   говорят,   что единственный  достоверный  факт  -   это   то,   что   они   не   были индоевропейцами.  Никакой определенности здесь нет,  но имена, которые остались и дошли до нас, в каком-то смысле напоминают индоевропейские.

Один  из  царей,  например,  носил имя Каштилиаш.  Нам почти ничего не осталось,  кроме,  названий  некоторых  рек,  царских  должностей  или каких-то словечек, обозначающих не то должности, не то типы финансовых отношений.  Но касситы,  как любая завоевательная группа,  пришедшая в

Месопотамию,   начинает   вливаться   в  то,  что  представляла  собой месопотамская  цивилизация,  усваивать  определенный  тип  этнического поведения, культурный тип. Происходит активное разложение, и вплоть до образования касситских династий царит полный хаос.

О касситских династиях мы поговорим позднее,  а сейчас перейдем к теме шумерско-аккадской культуры.  Эта тема важна и необходима, потому что  мы зачастую не знаем,  насколько культура этой страны повлияла на нашу европейскую,  русскую  и  даже  в  каком-то  смысле  христианскую культуру.  Например:  мало  кто  знает,  что шестидесятиричная система исчисления (в часе 60 секунд) придумана именно шумерами.

Каков был   первый  импульс  к  развитию  культуры  вообще?  Это, конечно, изобретение письменности, клинопись. Возникает информационный обмен,   зарождается   литература,  а  также  то,  что  можно  назвать философией - т.е.  некие размышления,  восходящие ко все более и более высокому уровню абстракции.  Возникает культура в полном своем смысле, т.е.  возникает  то,  что   может   впоследствии   формировать   облик цивилизации.

Это клинопись,  которую впоследствии  заимствовали  куриты,  т.е.

народ,  пришедший в Месопотамию с территории Северного Кавказа. От них клинопись заимствуют хеты (или хаты),  жившие в Малой  Азии,  а  также жители   города  Угарит,  где,  видимо,  был  осуществлен  переход  от клинописи  к  алфавитной  азбуке.   Как   известно,   клинопись   была модификацией          системы          условных          соответствий.

............................................................... Именно из  угаритской  азбуки впоследствии развивается финикийская,  а из нее родилась  греческая,  а  из  греческой,  судя  по  всему,  развивается латинская и славянская азбуки.

Итак, именно в Месопотамии была изобретена письменность в целом та письменность, которой и пользуются люди.

Для того  чтобы  реконструировать  психологию  или  форму   жизни какой-то  цивилизации,  какого-то  общества,  нам  необходимо обладать некими текстами,  т.е.  литературой. Обладаем ли мы такими текстами на шумерском  языке?  Ответить  на  этот  вопрос "нет" значило бы сказать неправду,  ответить   "да"   -   взять   на   себя   слишком   большую ответственность.  Мы  обладаем  чем-то,  некоторыми текстами,  назвать которые литературой в полном смысле слова  мы  не  можем.  Тексты  эти отрывочны,  порой  не  вполне  точно  расшифрованы  и,  за исключением буквально десятка текстов, каких-то связных больших произведений мы не имеем. Всего это приблизительно 150 памятников. Для сравнения: если по длине эти памятники можно было бы сравнить с греческой литературой, то до нас дошло только два или три диалога Платона - и все. Или несколько кусочков из Гомера.

Но дошли   фрагменты  различного  как  бы  жанрового  содержания:

дидактические  (поучения  отца  сыну),  гимнические   тексты   (гимны, обращенные  к  богам),  плачи  (некие сочинения,  посвященные каким-то трагическим событиям, в частности, плач о разрушении Лагаша царем Умма