История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 16

Религиозные человеческие  жертвы  не  были  характерны   ни   для шумерского,  ни  для  аккадского,  ни  для вавилонского периодов.  Для

Палестины,  Сирии об этом может идти речь - правда,  осторожно.  Но не для Месопотамии.

Итак, переходим к аккадской  культуре.  Что  же  произошло  после того,  как  государственным языком в Месопотамии стал аккадский язык восточносемитский диалект?  Во-первых, место основных богов становится менее   очевидным,   т.е.  боги  семитские  начинают  вытеснять  богов шумерских. Основу составляют три главных бога - Ану, Эллиль (Энлиль) и

Эйа  (видимо,  от  Инаны),  а  также  от  7  до  12  семитских  богов, объединенных в две группы - так называемых нгигов и  аннунаков,  богов небесного, земного и подземного царства.

Приблизительно с конца 2 тысячелетия  начинает  усиливаться  культ бога   Мардука.   Произошло   это   название   от   шумерского  слова, обозначающего  "теленок"  -  то,  во  что  бог   может   превращаться, воплощаться.  Это  бог,  связанный с регионом Вавилона,  именно там он особенно почитался, и Александр Македонский, придя в Вавилон в 4 веке, приносил жертву именно Мардуку.  Этот бог начинает выходить постепенно на первый план и приближаться к Энлилю.  Насколько Энлиль был  главным богом    шумерского    племенного    союза,   настолько   Мардук   был ассиро-вавилонским главным богом.

Богом именно  Ассирии  был  бог Ашшур.  Потом постепенно Энлиль и

Ашшур,  а иногда сюда же входит и Мардук,  начинают сливаться  в  бога

Бела (Баала, или Ваала). Большое влияние постепенно приобретает богиня

Эрешкигаль - богиня подземного царства  со  своим  божественным  мужем

Нергалем.    Это    семитские   племенные   боги,   которые   начинают модифицировать Пантеон.  И еще одна из самых известных богинь - богиня

Иштар  (от  Астарты).  Она  отчасти  соответствует Инанне,  это богиня врачевания, плодородия, плотской любви. Очевидно, имя ее происходит от семитского слова, обозначающего "богиня".

В этом слиянии богов,  в постоянном  стремлении  выделить  одного главного бога проявляется один грандиозный принцип - принцип монархии, единоначалия или,  как говорят мифологи,  монолатрии,  т.е.  признания остальных богов богами,  но одного главным. В аккадо-вавилонское время бог как бы индивидуализируется,  т.е.  человек стремится  к  какому-то одному богу.

К аккадцам относится  все  то,  что  мы  говорили  о  жертвах  по отношению  к шумерам,  а также об особенностях культов.  Единственное, что меняется,  - боги. Но типы поведения более или менее остаются теми же.  Более  того,  то,  что  мы говорим о шумерах,  как правило,  нами реконструируется  по  аккадским  моделям,  т.е.  мы  применяем   метод ретроспекции.

Таким образом,  в центре культуры стоит религиозное переживание индивидуальное отношение человека и бога, постоянно растущее, и именно оно определяет культурное взаимодействие  -  при  том,  что,  судя  по всему,  институт обожествленных царей начинает приобретать все большее и большее значение.  Очевидно, он заполнял тот вакуум, который отчасти создавался малыми требованиями религии традиционных богов. Царь живой, он приказывает и требует, и тем самым требования религии к индивидууму ужесточались.

02.11.93.

Л Е К Ц И Я 5

Итак, мы переходим к следующему сюжету,  каковым является древний

Египет.  Еще раз хочу повторить,  что принцип нашего лекционного курса не диахронический,  т.е.  не пытающийся обнять целые регионы  на  всем протяжении  их истории,  а синхронический - от греческого "синхрониа", что значит "современность",  т.е.  мы пытаемся рассмотреть современное состояние  всего  доступного  нашему  историческому  изучению мира для каждой эпохи, для каждого времени.

И здесь мы на некоторое время покидаем Месопотамию.  Если вам это удобно,  вы можете оставить в своих  тетрадях  какое-то  место,  чтобы записывать,  к  примеру,  всю  Месопотамию в одно место,  а Египет - в другое.   Мы   переносимся   несколько   западнее,   точнее    говоря, юго-западнее, и вступаем в область древнего Египта.