Религиозные человеческие жертвы не были характерны ни для шумерского, ни для аккадского, ни для вавилонского периодов. Для
Палестины, Сирии об этом может идти речь - правда, осторожно. Но не для Месопотамии.
Итак, переходим к аккадской культуре. Что же произошло после того, как государственным языком в Месопотамии стал аккадский язык восточносемитский диалект? Во-первых, место основных богов становится менее очевидным, т.е. боги семитские начинают вытеснять богов шумерских. Основу составляют три главных бога - Ану, Эллиль (Энлиль) и
Эйа (видимо, от Инаны), а также от 7 до 12 семитских богов, объединенных в две группы - так называемых нгигов и аннунаков, богов небесного, земного и подземного царства.
Приблизительно с конца 2 тысячелетия начинает усиливаться культ бога Мардука. Произошло это название от шумерского слова, обозначающего "теленок" - то, во что бог может превращаться, воплощаться. Это бог, связанный с регионом Вавилона, именно там он особенно почитался, и Александр Македонский, придя в Вавилон в 4 веке, приносил жертву именно Мардуку. Этот бог начинает выходить постепенно на первый план и приближаться к Энлилю. Насколько Энлиль был главным богом шумерского племенного союза, настолько Мардук был ассиро-вавилонским главным богом.
Богом именно Ассирии был бог Ашшур. Потом постепенно Энлиль и
Ашшур, а иногда сюда же входит и Мардук, начинают сливаться в бога
Бела (Баала, или Ваала). Большое влияние постепенно приобретает богиня
Эрешкигаль - богиня подземного царства со своим божественным мужем
Нергалем. Это семитские племенные боги, которые начинают модифицировать Пантеон. И еще одна из самых известных богинь - богиня
Иштар (от Астарты). Она отчасти соответствует Инанне, это богиня врачевания, плодородия, плотской любви. Очевидно, имя ее происходит от семитского слова, обозначающего "богиня".
В этом слиянии богов, в постоянном стремлении выделить одного главного бога проявляется один грандиозный принцип - принцип монархии, единоначалия или, как говорят мифологи, монолатрии, т.е. признания остальных богов богами, но одного главным. В аккадо-вавилонское время бог как бы индивидуализируется, т.е. человек стремится к какому-то одному богу.
К аккадцам относится все то, что мы говорили о жертвах по отношению к шумерам, а также об особенностях культов. Единственное, что меняется, - боги. Но типы поведения более или менее остаются теми же. Более того, то, что мы говорим о шумерах, как правило, нами реконструируется по аккадским моделям, т.е. мы применяем метод ретроспекции.
Таким образом, в центре культуры стоит религиозное переживание индивидуальное отношение человека и бога, постоянно растущее, и именно оно определяет культурное взаимодействие - при том, что, судя по всему, институт обожествленных царей начинает приобретать все большее и большее значение. Очевидно, он заполнял тот вакуум, который отчасти создавался малыми требованиями религии традиционных богов. Царь живой, он приказывает и требует, и тем самым требования религии к индивидууму ужесточались.
02.11.93.
Л Е К Ц И Я 5
Итак, мы переходим к следующему сюжету, каковым является древний
Египет. Еще раз хочу повторить, что принцип нашего лекционного курса не диахронический, т.е. не пытающийся обнять целые регионы на всем протяжении их истории, а синхронический - от греческого "синхрониа", что значит "современность", т.е. мы пытаемся рассмотреть современное состояние всего доступного нашему историческому изучению мира для каждой эпохи, для каждого времени.
И здесь мы на некоторое время покидаем Месопотамию. Если вам это удобно, вы можете оставить в своих тетрадях какое-то место, чтобы записывать, к примеру, всю Месопотамию в одно место, а Египет - в другое. Мы переносимся несколько западнее, точнее говоря, юго-западнее, и вступаем в область древнего Египта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.