Месопотамию, и местными династиями. В Верхней Месопотамии - примерно то же самое, но с одной небольшой разницей. Здесь этническая ситуация изначально более пестрая. Мы сейчас и обратим наше внимание на территорию Верхней Месопотамии - территорию Аккада и Сирии. Еще во второй половине 2 тысячелетия до Р.Х. в Сирии существуют народы, условно именуемые носителями банановых диалектов (слова строятся по принципу чередования: гласная - согласная буквы). Параллельно там же присутствуют хурриты (носители восточнокавказских языков), там же, очевидно, есть и некая семитоязычная культура (см. Эбла), а также аморейские племена, кутии, каситы. Обобщая, можно сказать, что там существовало три потока: эламо-дровицкий (банановые диалекты), семитоязычные и носители восточнокавказских диалектов (хурриты, каситы).
Как вы помните, мы закончили историю Месопотамии как раз на том, что племена амореев начинают вторгаться из Сирийской полупустыни в
Месопотамию и захватывать власть в месопотамских городах. Сначала они нанимаются на службу к местным царям, военачальникам. Потом все более укрепляются, проникают вглубь и даже образовывают свои династии.
Одним из первых примеров таких вытеснений служит ситуация в
Ашшуре. Там существовало семитское население (собственно аккадцы). Был царь-жрец Илушума, который совершал спорадические набеги на Нижнюю
Месопотамию. Его сын или преемник Эришум Первый вывел большие колонии в Малую Азию - в частности, колонию Каниш. Именно политика царей ашшурских, направленная на выведение колоний, предоставление более широких прав торговцам, вообще стимулирования торговли, требовала ослабления государственного контроля. Отсюда неизбежно и ослабление государства, что в момент нападения проявлялось в неготовности к сопротивлению.
Когда амореи вторглись на территорию Верхней Месопотамии, одним из первых местных царей, который воцарился в Ашшуре, был Шамши-Адад
Первый. Он организовал довольно мощное централизованное государство с центром в Ашшуре. Это жестко централизованное государство практически подавило свободную торговлю в Малой Азии. Колонии торговые начали постепенно отлагаться, активность в них затухает, они начинают обособляться от центрального государства Шамши-Адада. Но, с другой стороны, к этому времени, когда сложилось государство Шамши-Адада
(небольшое по размерам, скорее город-государство), в Месопотамии уже существовали все предпосылки для развития и существования более крупных государственных образований. И когда возникла конкуренция с царством Хаммурапи, т.е. с Вавилоном, то уже сын Шамши-Адада
Ишме-Даган уступает главенство Хаммурапи, и тот становится великим царем, главенствующим над Ашшуром. Таким был конец первой крупной аморейской династии. Там и сям амореи еще потихонечку проникали, но они уже начинали сливаться с месопотамским населением. Вообще здесь происходит постоянное как круговращение, смешение всего и вся, и говорить о каких-то сложившихся этносах здесь нельзя. Интересно, что слово "Вавилон" происходит от "ворота Бога"; в еврейском же языке оно означает "смешение". Т.е. произошла как бы игра слов. Восприятие древними евреями Вавилона отражается в этой игре слов. Здесь есть весьма тонкая аллюзия.
Второй крупной группой были хурриты. Буквально "хурриты" значит
"северовосточные". Судя по всему, это соответствует древнему шумерскому "су-бир". Аккадцы, наследники шумеров, называли хурритов субарийцами. Можно говорить, что эти носители северовосточных кавказских диалектов проникают в Месопотамию и начинают влиять на местных жителей с середины 3 тысячелетия. По данным исследований советской ученой Хачикян, переселение хурритов из Ирана в Месопотамию происходило волнами. Эти волны были неравномерны. Приблизительно в 16
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.