История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 15

Впоследствии он выполняет недостаточно четко обозначенную функцию бога

- хранителя нома.  Следующий важный  бог  -  Энки.  Известно,  что  он почитался  во  многих  номах,  но сказать точно,  откуда он произошел, нельзя.  Это был бог моря,  вод, а также мудрости. Еще один бог - Ан бог неба. Нанна - бог ... .

Существует несколько так называемых списков богов.  Но здесь есть один  очень интересный момент,  состоящий в том,  что списки эти носят характер скорее учености,  т.е.  в отношении людей  к  богам  не  было глубокого  пиетета,  а  было  лишь  стремление расставить их по местам соответственно их функциям. Жрецы учили: боги создали людей только для того,  чтобы люди приносили им жертву.  Но несмотря на это,  шумерская религия  не  накладывала  никаких  обязательств  на   того,   кто   ее исповедовал.  То есть,  если ты являлся членом определенного нома,  ты автоматически веровал в этих богов.  От тебя не требовалось фактически ничего,  кроме некоторого участия в жертвоприношениях,  впрочем, чисто номинального, потому что жертвы приносили только жрецы.

Бога Солнца  у шумеров как такового не было.  Вообще Солнце,  как правило,  стоит ближе всего  к  верхновному  божеству,  поэтому  можно предположить, что Солнце олицетворял Энлиль.

Храмы - их впоследствии  называли  зиккуратами  -  в  Месопотамии строились,  и их было довольно много.  В каждом номе был храм, и часто не один,  и храмы выполняли государственную функцию,  ибо на начальном этапе, шумерском, это было не только место религиозного поклонения, но и государственное учреждение.  В том смысле,  что функции жреца и царя были совмещены, т.е. существовала первобытная теократия.

Затем надо  сказать  об  идолопоклонстве.  Именно  вот  это   ...

отношение  часто определяет шумерскую цивилизацию,  шумерскую религию.

Когда говорят о том,  что там были идолы,  ученые пытаются этот вопрос смягчить,  т.е.  они  понимали  под  идолами  не что-то божественное божественное то,  что их представляет на небесах. Этот взгляд развился в недрах эллинистической греческой цивилизации. Шумеры почитали идолов

- действительных богов,  т.е.  они  кормили  идолов,  считая,  что  те действительно   едят,  а  также  оживляли  их  путем  ночного  тайного мистического обряда (нам об этом почти ничего не известно) - деревяшка становилась  богом.  Идол  не был воплощением бога,  был именно богом.

Хотя однозначно здесь ничего утверждать нельзя.

Затем -  жертва.  Они  были  обязательны  для богов.  Жертвы были нескольких типов.  Одна - обязательная и регулярная - жертва,  которая как   бы   кормит   бога.   Вторая  -  искупительного  характера,  или экспеативная жертва,  как говорят специалисты.  "Экспеаре" -  очищать.

Это  есть  действия  в некоторой последовательности,  которые совершал жрец и которые как бы являлись действиями Бога  при  сотворении  мира.

После  этого  закалывался бык и произносилась ритуальная фраза:  "Боги сделали это,  а не я".  У быка отрезалась и сжигалась голова,  а  тело заворачивалось  в  красную  пелену  и  закапывалось в каком-то месте у левого крыла  храма.  Все  это  было  довольно  подробно  записано  на глиняной табличке ассирийско-ашшурского времени.

Вообще отношение  шумеров  к  Богу  и  богам  определял  страх  и самоуничижение:  им было приятно воображать, что Бог сотворил человека по ошибке,  как бы будучи пьяным, из грязи под ногтями, и человечество

-  это  нечто  чисто  случайное  и  для  этого  не  требуется никакого торжественного креативного акта. Это характерное отношение проявлялось во  всем - при том,  что никаких религиозных обязанностей у шумеров не было.

Мы знаем   немало  о  шумерских  жертвах,  об  этом  говорится  в аккадской мифологии.  Нет данных,  которые говорили бы о  человеческих жертвах. Но, с другой стороны, существуют данные о том, что пленных во время войны довольно часто забивали, как бы посвящая это Богу. Это был не  обязательный  акт,  но  чтобы  умилостивить Бога,  иногда забивали человека.  Но у нас нет оснований считать, что это было обязательное и постоянно повторяющееся действие, но факты такие были.