История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 20

Египет и нижний Египет -  сплотил  их.  Произошло  это  объединение  в медно-каменном  веке  (это  1  и  2  Манефоновские династии).  Центром единого царства был избран Мемфис в нижнем Египте,  с его  знаменитыми белыми  стенами,  который  и  носил  название  Хеткаптах.  Египтяне не называли Нил Нилом - это был бог Хапи.

Что касается политической истории, то сведений здесь до нас дошло очень мало.  За периодом раннего царства,  в  который,  очевидно,  уже совершались  завоевательные походы (возможно,  в Палестину,  Сирию,  в

Ливию,  в Нубию),  последовал период древнего  царства  -  с  3  по  6

Манефоновские династии (8-2 века до н.э.).

Период древнего царства был периодом строительства  пирамид.  Все пирамиды, это лицо Египта, его визитная карточка, были построены в это время.  Откуда взялось слово "пирамида"?  Когда греки пришли в Египет, они  увидели  какие-то загадочные сооружения.  Это были четырехгранные пирамиды.  Греки назвали их так,  как они называли у себя дома пирожки

(слово "пирамис" означает "пирожок"). Сами же египтяне не называли всю пирамиду в целом каким-то одним  словом  в  силу  конкретности  своего мышления.

Цари, начиная с первого царя 3 династии, так называемого Джесера, или Джосера, воздвигали себе гробницы. Пирамидами в строго техническом смысле слова являются не только эти огромные сооружения,  но и все так называемые  камейные,  или  мастабные  (от  арабского слова "мастаб" "скамейка") погребения - то есть,  маленькие холмики  земельные.  Само погребение,  эта  насыпь назывались словом "мер" (у нас имеются только согласные "м" и "р",  а гласных нет,  мы можем их  произносить  только условно,  мы  "достраиваем"  их  сами).  Джесер  первым  построил себе ступенчатую гробницу,  что указывает  на  происхождение  ее  из  более древних  строительных  форм,  возводившихся из плит известняка,  плохо пригнанных друг к другу. Хотя во времена Джесера уровень строительного искусства  был  уже  довольно  высоким.  Раньше  гробницы строились из кирпичей.  Во времена его сыновей пирамиды начали строить  из  блоков, плотно пригнанных друг к другу.  Хуфу, или Хеопс - сын Джесера, фараон или царь,  как пишет Плутарх,  вверг Египет в большую напасть,  потому что  чуть  ли не все египтяне должны были работать на него,  свозя все это чуть ли не с Кипра или из Малой Азии.  Но исследования показывают, что  для  строительства  пирамид  брался  местный египетский известняк специально наученными  работниками.  Отсюда  и  произошла  гипотеза  о чудовищном  угнетении,  о  толпах  рабов,  которые  стонали под гнетом рабовладельцев - все это не совсем соответствует действительности.

Если взять  социальные  отношения  в  Египте  времени  раннего  и древнего царства (о раннем мы можем говорить с трудом,  а о древнем  более   или   менее  документированно),  то  надо  сказать,  что  рабы действительно были,  и  гораздо  более  определенно,  чем,  скажем,  в

Месопотамии.   Но   не  надо  переносить  на  ту  древнюю  эпоху  наши представления  о  ней  и  формировать  ее  в  соответствии   с   этими представлениями.  Вся  жизнь,  система  мышления  египтянина вращалась вокруг понятия "собственность"  -  "джет".  Существовали  термины  для обозначения  понятия  "раб",  но  в понятие собственности для человека могло входить что-то казенное,  а кроме того,  в это понятие входили и жена,   и  дети,  и  родственники.  Когда  определялась  собственность человека,  в нее  включалось  все,  что  его  окружало.  Частично  это характерно  для  всех  цивилизаций  -  человек,  осваивая пространство вокруг себя,  считает подспудно все в этом пространстве  принадлежащим себе.  Вот  когда  мы  возмущаемся,  что  кто-то что-то унес с работы, присвоил себе,  - это как раз остатки такого мировоззрения, когда все, что рядом с человеком, входит в понятие глобальной собственности.