Восток (и уж тем более древний Дальний Восток). И если сейчас это несоответствие было преодолено, в частности, тем, что ученые показали (американские ученые), что история Востока по своим типологическим характеристикам неотделима от античности и должна изучаться вместе с ней как единый компонент древней истории. История представляет собой не процес как цель, не процесс как прямую, а процесс как часто одновременное движение общества, движимого в конечном счете Божественным Промыслом.
С христианской точки зрения личность (в других воззрениях проблема неразрешима - может играть или большую или меньшую роль) может играть большую роль или даже решающую роль, если этому благоволит Божий Промысл (в историческом процессе цивилизации). История древнего мира, как мы теперь понимаем, представляет собой историю древних обществ и историю древних цивилизаций. К истории древних цивилизаций (нашего курса) не было отнесено первобытное общество. К истории древнего мира будет относиться история древнего Востока - это Ассирия и Вавилония, древний Передний Восток (Ближний), древняя Передняя
Азия, отчасти Великая Степь - скифы, гуры, древняя северная
Африка, древняя Индия, древняя Греция, древний Рим. Эти границы являются искусственными, условными.
История является продуктом человеческого ума. Но как любая деятельность человеческого ума, она должна иметь под собой некое основание, некоторые отправные точки. Такой отправной точкой для истории являются источники, и эти источники изучают исторические прикладные науки. Литературные источники (для этого надо хорошо знать язык, исторический контекст) и по возможности кто его автор, изучением занимается наука филология.
Материальные источники изучают прикладные науки - арехология, нумизматика (монеты, печати, оттиски, жетоны), папирология, палеография (как писали в древности), история искусства
(исследует объекты искусства).
Какое значение имеет для историка-христианина Св.Писание, в частности в связи с проблемой возникновения и развития человека? Долгое время существовали две истины - дарвинизм и Божественное насаждение человека. Получалось как бы, с одной стороны, насадил, а с другой как бы развился. И это создавало массу комплексов у историков, которые пытались совместить свои христианские убеждения с этим позитивистским взглядом. Недавние исследования показали, что эволюцией получить от низших организмов высшие невозможно. Отсюда вывод, что человек отделен от всего мира. И пришли к выводу, что древний человек ранее располагался в Средней Африке (где-то около государства
Чад). Если вспомнить, где находится Эдемский сад, то получится, что где-то на востоке (это надо понимать аллегорически). Точка разделения находилась в месте Вавилонского столпа, где произошло смешение языков), а отсюда люди разошлись во все места и территории.
28.09.93.
Л Е К Ц И Я 2
Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Первые правовые кодексы.
Мы будем рассматривать цивилизации в начале 4-5 тысячелетия до Рождества Христова.
Один из основных процессов, которые мы наблюдаем в древних цивилизациях, это переход от кочевой жизни к жизни оседлой. Во время движения основных групп из Африки на территорию
Средней Азии произошло изменение образа жизни. Когда движется племя, оно не может заниматься какой-то основной деятельностью, в частности земледелием. Кочевые племена занимаются скотоводством, т.е. таким делом, которое не требует долгого нахождения на одном месте. Как только племена начинают оседать на определенных территориях, они переходят на земледелие.
Земледелие связано с характером почвы. И вот рассмотрим территорию, которая называется Месопотамией ("место среди рек", Междуречье, Двуречье). Эта плоская равнина находится между Тигром и Евфратом. Очевидно, племена приходили из Сирийской пустыни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.