История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 23

Если два бога сражаются между собой и один,  скажем,  отрезает другому голову,  как произошло у Сетха с Осирисом, это является функциональным для мифа,  потому что один олицетворяет то,  а другой - другое.  Боги, которые не являются в  мифе  противниками,  отожествляются  совершенно спокойно.  Так произошло с Ра и Атумом.  Впоследствии к ним прибавился

Гор - верховное божество.  Они породили из себя богиню Тефнут  и  бога

Шу,  брата и сестру,  которые являются также мужем и женой.  Вообще на ранних ступенях развития цивилизации характерен именно семейный  брак.

То  есть,  Гера  является  и  женой,  и сестрой Зевса.  То же - с Шу и

Тефнут.  Мы называем это инцестом,  а  для  них  это  была  нормальная ситуация.Это  было  распространено во всем обществе.  Наверху это было обязательным условием - фараон не мог жениться не на своей сестре, она не могла быть легитимной царицей,  если не была его сестрой. Внизу это было менее обязательно.

Боги неба - Геб и Нут (Геб - мужчина,  Нут - женщина).  Мы с вами говорили о гелиопольской системе. Эта череда богов порождает Осириса и Исиду, а дальше Сетх и Нефтида. Эта девятка, или энеада, была признана официально. Одна из самых выразительных черт восточной  религиозности  -  сильнейшая  вера  в магизм,  в магические заклинания.  Религия  строилась  на  принципе  магизма  -  с   помощью магического  заклинания,  в  жестко определенном порядке произнесенных формул умершему даровалось загробное блаженство,  имущему - богатство, еще  не  рожденному  -  будущая  счастливая жизнь.  Не от дел зависела судьба человека, а от правильности произнесения заклинания.

Вообще со  смертью  связано очень многое благодаря мифу о Исиде и

Осирисе - центральному мифу Египта.  Этот миф - контрапункт египетской религии,  потому что в нем дается представление о смерти,  о том,  что происходит после смерти,  о том,  как оформляется смерть.  О каждом из богов  существовал  миф,  но  я  хочу процитировать вам миф об Исиде и

Осирисе. Полностью он изложен Плутархом в "Моралиях".

Этот миф  нуждается  в  предварении  некоей теогонией - учением о происхождении богов. Ра или Атум, первоначальное божество, не является строго изначальным,  а есть порождение великого хаоса, персонификацией которого являлся некий мифический старец Нун и в нем -  некие  отцы  и матери,  т.е.  стихии.  Ра поднялся из хаоса в бутоне лотоса там,  где впоследствии возник город ... . Лучезарный бог в виде солнечного диска вышел  из распустившегося цветка.  Вообще Ра изображали в виде солнца, солнечного диска,  впоследствии,  когда он отожествился с  Гором,  его стали  изображать  в  виде солнечного диска с крыльями.  Тогда начался свет.  После этого Ра рождает из себя Шу и Тефнут, т.е. воздух, от них происходят Геб и Нут (земля и небо). Последние находились в постоянном соединении. Ра повелевает Шу разделить Геб и Нут, чтобы произошли небо и земля. Геб покрывается растительностью, а Нут - небесными светилами, которые стали плыть по ней на кораблях.  Геб и  Нут  рождают  Осириса,

Исиду,  Сета  и  Нефтиду из своего тела одного за другим.  Здесь уже переход к происхождению человека,  потому что говорят,  что  их  детей много на земле.  Шу и Тефнут приносят Ра его око,  которого он не имел до этого,  он получает око,  рыдает,  и из его слез происходят люди. С

одной стороны, люди мыслятся дочерьми верховных божеств..., а с другой стороны они непосредственно происходят из слез верховного божества.

Для богов  Египта  был  характерен  глубокий антропоморфизм.  Ра, отцарствовав тысячелетия,  состарился.  Возникла борьба  за  власть  в пантеоне; кости Ра превратились в серебро, мясо - в золото, а волосы в лазурь.  Исида,  которая берется  за  завоевание  верховной  власти, первым  делом выведывает магическое таинственное имя,  знание которого давало власть.  Именно оно является  для  египтян  магическим  знаком.