С Эламом было сложнее. Здесь было общество, находившееся под сильным культурным влиянием шумеров. Но Элам, эламцы были носителями и другой языковой культурной традиции жителей юга Индии, родственники которых сейчас живут на Цейлоне. И если Малую Азию достаточно было обложить некоторой данью и вернуться к себе, с Элама Саргон потребовал заявления о верноподданичестве от царя.
И тут начинается медленная трансформация всего государства аккад, государства Саргона и Саргонидов - трансформация его социального и политического лица. Возникает мощная иерархическая структура. Ведь ном
- это добровольное образование из нескольких родов и семей, возникающее вокруг храма, вокруг культа божества. Государство Саргона принципиально отличалось от этого. Это было государство с единым царем, включавшее массу народа, массу населения вне зависимости от их волеизъявления. Таким образом, возникает необходимость контроля.
Как же его осуществить? Ввести новых чиновников? Нет, лучше предоставить права чиновников распорядительно-представительной власти, она же исполнительная, - местным энци. Тем самым сохраняется как бы их главенствующее положение, а с другой стороны, они выполняют ту функцию, которая нужна центральной администрации.
То, что Саргон отказался от системы храмового рекрутирования, осложнило его отношения со жречеством. Ведь жрецы были заинтересованы в том, чтобы им перепадало от царской казны как можно больше средств.
Возник новый очаг социальной напряженности. Но это было как бы неизбежным следствием того громадного изменения структуры общества, которое произошло при Саргоне.
Возникла новая служилая знать. Эти чиновники, которых энци только возглавляли, представляли собой новую аристократию, которая стала теснить старую знать, вышедшую из демократических институтов, т.е. из народных собраний старейшин. В номах все решалось ими и советом старейшин. Энци был исполнителем воли народа.
Саргон свел на нет права совета старейшин народного собрания и таким образом полностью оформил деспотическую власть. В силу определенной геополитической ситуации именно деспотическая форма правления обеспечила на тот момент наиболее эффективное функционирование государства. Плюс ко всем перечисленным реформам
Саргона надо еще назвать реформу мер и весов. Для всего государства он ввел единую меру площади и единую меру веса. Это очень важный культурный параметр, позволяющий унифицировать все операции обмена в государстве.
Саргон проявлял интерес к развитию внешней торговли. Каждый ном торговал по-своему: существовали свои купцы, и совет старейшин решал, надо ли отдавать и какую часть дохода, если этот доход оставался, что в натуральном хозяйстве маловероятно. В таком большом государстве требовалось централизовать всю внешнюю торговлю. А с централизацией растет и ее объем, отсюда эффект обогащения государства.
Но Саргон был не вечен и примерно в 2261 г. скончался.На его место пришли двое его сыновей - Римуш и Маништушу. Реформы Саргона накопили некую массу недовольства среди жречества и всего народа.
Поскольку народ весьма слабо воспринимает политические цели, полагаемые царем при реформировании государства, а прежде всего воспринимает их эффект - ухудшение или улучшение своего материального положения. Естественно, реформ, могущих дать моментальное улучшение материального положения, просто не существует. Не исключением в этом смысле были и реформы Саргона. Они дали повышение уровня угнетения
(контроль за каждым человеком и качеством его труда стал выше) и унификацию расценок на труд (т.е. везде стали платить более или менее одинаково). Люди, бывший до того в привилегированном положении, оказались наравне с остальными, то есть фактически обиженными.
Возникло недовольство, и Римуш был убит.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.