Трудились они днями и ночами, причем глава местной администрации мог заставить, скажем, вялельщика делать кирпичи, рыбака быть каменщиком и т.д. То есть, фактически разделения труда не существовало - полная власть, произвол чиновничества, полное угнетение. У человека уже не было времени на общественное движение. Соответственно консенсус, достигнутый со знатью, с теми людьми, которые имели досуг, которые могли вырабатывать общественную идеологию, не распространялся на народ, на свободных общинников. В повиновении их удерживал сложившийся социальный механизм.
И здесь произошло следующее нашествие, оказавшее не меньшее влияние на судьбу Месопотамии, чем нашествие кутиев, - нашествие аморрейских племен. Кто такие были аморреи? Это восточносемитские племена, кочевавшие на территории Сирии, которые начали двигаться в
Месопотамию, потому что овцы вытоптали пастбища и нечем стало кормить скот.
Но им противостояла государственная структура. Царем тогда был
Ибби-Суэн. Либо он, либо его предшественник приказал построить большую стену, которая как бы закрывала Ассирию с юга и с севера. Аморреи пришли, увидели стену и повернули назад - они не хотели сражения, в котором наверняка были бы побеждены и раздавлены мощью государственной регулярной армии. И они сделали более хитрую вещь: они перешли на юг
Месопотамии через реку ... и реку ... . Ибби-Суэн ничего не мог сделать.
Местные города начали объявлять себя суверенными, появилась опасность раздробленности, а регулярная армия была поставлена на грань разведения по отдельным номам. Единственным вариантом было достать продовольствие для центральной администрации... . Для этого царь послал чиновника, которого звали Ишби-Эрра к Персидскому заливу собирать продовольствие, хлеб. Он приехал в маленький городок ... и решил не возвращаться и объявить себя царем. Что он и сделал.
Тут аморреи, которые не то что не осаждали организованным порядком Ур - они стояли вокруг города, но в это время ... решили воспользоваться этой ситуацией.......................... Они прошли до
Ура, взяли Ур и пленили Ибби-Суэна.
Возникла так называемая небольшая династия..., и он применил у себя те принципы, которые вводил Гудеа еще в Лагаше. То есть, он даровал аккадским храмам самоуправление. Но тем не менее продолжалось активное завоевание, активное влияние аморреев на Месопотамию. Они нанимаются к местным чиновникам в услужение и постепенно интегрируются к культуре, превращаясь в столь же правильных представителей
Месопотамии, как и прежде до них аккады.
Тут происходит распад государства, и на его месте возникает аморрейская династия, постепенно интегрируясь к культуре аккадской и усваивая политический опыт........................
Возникает Ассирийская держава. В 1813 г. вождем становится некий человек с аморрейским именем Шамши Адад Первый.
26.10.93.
Л Е К Ц И Я 4
На прошлом занятии мы закончили тему констатацией того факта, что аморрейские племена, т.е. племена западносемитские, начинают проникать из Сирии в Месопотамию. Начинают наниматься на службу к местным царям и на фоне раздробленности потихоньку вливаться в общую месопотамскую картину, становиться ее неотъемлемой частью, можно даже сказать, становиться частью месопотамской цивилизации. И здесь одним из первых царей был знаменитый Шамши Адад Первый. Он создал довольно большое государство в Верхней Месопотамии, в районе Ашшура - города не среднем течении Тигра. Шамши Адад пошел по пути того же деспотического государства Нарам-Суэна-Саргонидов. Он отменил права общин полностью и начал завоевывать соседние царства, в том числе на северо-западе царство Мари, на юге - царство Ларса и в центральной части - царство, которое группировалось вокруг маленького, но начинавшего уже в то время расти города Вавилон. Здесь уже и появляется город Вавилон, который впоследствии станет столь значительным центром Ассирийской державы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.