История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 39

Вообще это время  ознаменовалось  некоторым  ослаблением  Египта, т.к.  все  усилия  Эхнатона  были  сосредоточены на борьбе с фиванским жречеством и с теми придворными,  которые были  приверженцами  старого курса,  на  задабривании  их,  из-за  чего  произошел отток средств из внешней политики на внутренний  рынок.  Если  раньше  посланцы  царей, прибывавшие с подарками, получали ответные богатые дары, то теперь они уезжали обратно  с  пустыми  руками,  хотя  считалось,  что  если  они приносят дар,  то и в ответ они должны получить подарок.  При Эхнатоне огромное количество золота, камней, драгоценных пород дерева тратилось на  задабривание  придворных  и  жрецов,  чтобы  обеспечить согласие в государстве и провести  глобальные  реформы,  в  частности  сооружение огромных храмов новому богу Атону.  Союзники обижались,  и отношения с ними ухудшались.  Именно этим было вызвано  то,  что  смерть  Эхнатона никого особенно не огорчила.

Эта попытка глобальной реформы была одной  из  первых  в  истории древнего  Египта.  Отсылаю вас к весьма интересной книге Ю.Перепелкина

"К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте" (М.,  1979).  Для чего  была  нужна  эта реформа?  Некоторые считают,  что под ее эгидой

Эхнатон  пытался  решить  некоторые   проблемы   баланса   сил   своих сторонников  и  противников.  Но  на  самом  деле  все  было  сложнее.

Очевидно,  существовало некое противостояние  внутри  Египта,  которое было  разрешено  подобным способом.  Возникает новое жречество,  новые придворные.Вероятно,  Эхнатон был человеком мистическим,  с  усиленным религиозным переживанием. Он, в частности, сам посвящал новые храмы, и это было поклонением божеству,  а не  прагматическим  жестом.  Поэтому причины переворота были очень сложными и неоднозначными.

Следующие за   Эхнатоном   фараоны   продолжали   называть   себя

"любимцами великого бога Эхнатона",  поскольку фараон в Египте был еще и богом,  но все-таки начали сближаться с фиванским жречеством.  Здесь проявилось слабое место в реформе Эхнатона,  что было неизбежно. Время его реформ было крайне небольшим,  поэтому большого изменения  в  умах людей не могло произойти. Кроме того, приверженцы старого культа Амона были еще  достаточно  сильны.  В  этих  условиях  произошло  медленное склонение   царей  в  сторону  старых  культов.  Постепенно  Ахет-Атон запустел, и столица была вновь перенесена в Фивы.

Вся дальнейшая эпоха проходит в большой степени под знаком борьбы с  новой  хеттской  опасностью.  Усиление  хеттской  державы   вызвало необходимость  усиления  Египетского государства.  И хотя впоследствии возникла следующая большая опасность - огромного переселения  народов,

- экспедиции в Сирию (война с хеттами) были чрезвычайно частыми.

24.11.93.                        Л Е К Ц И Я 9

В дополнение к тому,  о чем я говорил в  начале  прошлой  лекции, хочу добавить,  что,  разумеется,  вовсе не имел в виду, что история с христианской точки зрения не имеет смысла,  коль скоро она  -  не  что иное, как Промысл Божий. Такое утверждение просто было бы невозможным, поскольку смысл в истории только один,  и для христиан  он  совершенно однозначен  -  это  движение всего человечества к спасению,  к Царству

Божию. Я имел в виду то, что в самой истории нет идеи конца, есть лишь некий  модус,  определяющий ее движение.  Существует в глубине истории некий план,  который определяет движение,  развитие истории.  Но  этот план находится в святая святых,  это план Божий,  и нам он недоступен.

Этот вакуум, эту невозможность постичь план Божий некие безрелигиозные ученые  заполняют попытками вычленить некий алгоритм,  принцип,  некий движитель истории,  пытаются установить,  какие ее "параметры" убывают или возрастают.