Вообще это время ознаменовалось некоторым ослаблением Египта, т.к. все усилия Эхнатона были сосредоточены на борьбе с фиванским жречеством и с теми придворными, которые были приверженцами старого курса, на задабривании их, из-за чего произошел отток средств из внешней политики на внутренний рынок. Если раньше посланцы царей, прибывавшие с подарками, получали ответные богатые дары, то теперь они уезжали обратно с пустыми руками, хотя считалось, что если они приносят дар, то и в ответ они должны получить подарок. При Эхнатоне огромное количество золота, камней, драгоценных пород дерева тратилось на задабривание придворных и жрецов, чтобы обеспечить согласие в государстве и провести глобальные реформы, в частности сооружение огромных храмов новому богу Атону. Союзники обижались, и отношения с ними ухудшались. Именно этим было вызвано то, что смерть Эхнатона никого особенно не огорчила.
Эта попытка глобальной реформы была одной из первых в истории древнего Египта. Отсылаю вас к весьма интересной книге Ю.Перепелкина
"К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте" (М., 1979). Для чего была нужна эта реформа? Некоторые считают, что под ее эгидой
Эхнатон пытался решить некоторые проблемы баланса сил своих сторонников и противников. Но на самом деле все было сложнее.
Очевидно, существовало некое противостояние внутри Египта, которое было разрешено подобным способом. Возникает новое жречество, новые придворные.Вероятно, Эхнатон был человеком мистическим, с усиленным религиозным переживанием. Он, в частности, сам посвящал новые храмы, и это было поклонением божеству, а не прагматическим жестом. Поэтому причины переворота были очень сложными и неоднозначными.
Следующие за Эхнатоном фараоны продолжали называть себя
"любимцами великого бога Эхнатона", поскольку фараон в Египте был еще и богом, но все-таки начали сближаться с фиванским жречеством. Здесь проявилось слабое место в реформе Эхнатона, что было неизбежно. Время его реформ было крайне небольшим, поэтому большого изменения в умах людей не могло произойти. Кроме того, приверженцы старого культа Амона были еще достаточно сильны. В этих условиях произошло медленное склонение царей в сторону старых культов. Постепенно Ахет-Атон запустел, и столица была вновь перенесена в Фивы.
Вся дальнейшая эпоха проходит в большой степени под знаком борьбы с новой хеттской опасностью. Усиление хеттской державы вызвало необходимость усиления Египетского государства. И хотя впоследствии возникла следующая большая опасность - огромного переселения народов,
- экспедиции в Сирию (война с хеттами) были чрезвычайно частыми.
24.11.93. Л Е К Ц И Я 9
В дополнение к тому, о чем я говорил в начале прошлой лекции, хочу добавить, что, разумеется, вовсе не имел в виду, что история с христианской точки зрения не имеет смысла, коль скоро она - не что иное, как Промысл Божий. Такое утверждение просто было бы невозможным, поскольку смысл в истории только один, и для христиан он совершенно однозначен - это движение всего человечества к спасению, к Царству
Божию. Я имел в виду то, что в самой истории нет идеи конца, есть лишь некий модус, определяющий ее движение. Существует в глубине истории некий план, который определяет движение, развитие истории. Но этот план находится в святая святых, это план Божий, и нам он недоступен.
Этот вакуум, эту невозможность постичь план Божий некие безрелигиозные ученые заполняют попытками вычленить некий алгоритм, принцип, некий движитель истории, пытаются установить, какие ее "параметры" убывают или возрастают.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.