С именем другого фараона, тоже носившего имя Мер-не-Птах, связан кризис государства Египетского. Это был следующий за Рамсесом Вторым фараон. Он столкнулся с нашествием ливийцев народов моря. Очевидно, пути их лежали не только через Палестину, какая-то их часть шли через... Одновременно с этим произошло восстание в Палестине.
Мер-не-Птах был вынужден совершить большой поход в Палестину, о чем говорят надписи на скалах.
В дальнейшем при ХХ Манефоновской династии (1200-1085) отмечается последний всплеск завоевательной политики Египетского государства в истории Нового царства, которое уже идет к своему закату. Как и Рамсес
Третий, новый фараон Сетнахт осуществляет крупные завоевательные походы в Эфиопию, Сирию. От этого времени до нас дошел большой папирус, так называемый папирус Харриса, из которого мы можем увидеть, что в Египте происходит разделение на два царства. В Египте в это время правит сириец, который автором папируса обозначается как пришелец. Идет уменьшение войска, а вместе с ним и урезание ассигнований на армию.
Фараон Эхнатон пытался одну знать заменить на другую, в результате чего появляется понятие "сирота" - человек, у которого отняли власть, богатство. Сироты и были, как правило, новой служилой аристократией. Они оставляли после себя благодарственные надписи в адрес фараона: "Я благодарю фараона такого-то за то, что он меня поднял из грязи в князи..." и т.д. Именно в это время такие надписи прекращаются, что свидетельствует о большом экономическом и социальном упадке. Очевидно, большой благотворительной деятельности в этот период уже не проводилось.
С другой стороны, есть сведения о том, что целыми обозами на территорию Египта проникают народы моря. Несмотря на локальные удачи фараонов, в частности разгрома нескольких палестинских городов, можно уже сказать, что Новое царство фактически закончилось. Известно, что
Сетнахт был убит заговорщиками. Этим же временем датируется восстание работников, которые укрывались на кладбищах, требуя повышения заработной платы.
Следующий фараон - Рамсес Четвертый - правил 6 лет. Интересно, что в это время храмы начали обносить каменными стенами - очевидно, чтобы защитить их от осквернения пришельцев, которые уже свободно передвигались по Египту.
Дальше идет целая череда фараонов, носящих имя Рамсес (до Рамсеса
17), при Рамсесе Одиннадцатом правил некий временщик по имени ..., который отложился с Верхним Египтом от низовьев, что знаменовало окончательное разделение на два царства и полный конец Нового царства.
Таким образом, что мы имеем к концу 2 тысячелетия в регионе?
Полностью растерзанная вторжением арамеев., полностью деградировавшее Египетское государство - то есть некая ситуация упадка, замирания перед новым скачком, новым этапом истории, связанным с уникальным событием, когда Бог напрямую говорит с людьми через пророков. 30.11.93.
Л Е К Ц И Я 10
Сначала я отвечу на вопрос, заданный мне на предыдущей лекции:
существуют ли другие источники, кроме Св.Писания, в которых было бы документировано пребывание евреев в Египте?
Здесь существует немало разных теорий. Вплоть до 30-х годов нашего века вся египтология практически только тем и занималась, что искала некие доказательства о пребывании евреев в Египте. Но таких доказательств она не обнаружила.
Однако существует теория, что гиксосы были евреями, потому что не совсем понятен их этнический состав (некоторые египетские документы называют их сирийцами, что вполне может обозначать и евреев). Против этой гипотезы есть два весьма веских возражения.
Первое: судя по всему, гиксосы происходят не от слова
"гикхатсуа", которое раньше переводилось как "властители далеких земель" или "цари отдаленных земель", а от другого корня, означающего
"люди (цари) на колесницах". То есть считается, что гиксосы принесли в
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.