Лагаша - Гудеа. Это приблизительно вторая половина 22 века.
Этот правитель был довольно тонким политиком. Он отменил многие вещи, которые казались ему нерациональными в деспотическом государстве
Саргонидов. В пределах своего маленького нома он решил активизировать систему социальных взаимодействий. В частности, он отменил права царя на храмовые земли - в противоположность политике Саргона и Саргонидов, кому эти земли принадлежали, пусть номинально. Но вместо этого он слил все храмовые хозяйства в некий единый комплекс, что было тем не менее вполне в духе деспотического государства. Под водительством бога
Нингирсу (одно из восточносемитских божеств) он объединил все храмовые хозяйства, все земли, все постройки и т.д. в некую единую систему, а затем предоставил совету старейшин Лагаша активные полномочия, если можно так выразиться, ввел принцип парламентаризма. Взаимное почитание
... плюс признание прав парламента, т.е. совета старейшин, вплоть до того, что совет старейшин имел право выбирать царя.
Но после смерти Гудеа Лагаш, как слишком маленькая административно-территориальная единица, не мог продолжать свое существование. И он бы канул в неизвестность, если бы не одно обстоятельство. Традиция развития государственной власти продолжалась в Лагаше времен Гудеа, и когда где-то в конце 22 века Утухенгаль (ном
Ур) поднял восстание против кутиев и когда это приняло форму общенародного гнева против завоевателей, то есть произошла определенная идеологическая обработка, кутиев моментально выгнали и они навсегда исчезли из Месопотамии. После этого начался последний этап древневавилонского общества перед новой грядущей эпохой - время третьей династии нома Ура.
Здесь нужно отметить примерно в начале 21 века правление царя лугаля Ур Наммура и его сына Шульги. Столица была перенесена в Ур, где она возникла на развалинах лагашского номового царства. Возникло царство Шумера и Аккада, оно-то и является в нашем представлении образцом классической дальневосточной деспотии. Еще и потому, что до нас дошло около 100 000 бухгалтерских документов, что делает очевидным фантастический уровень бюрократии этого общества. Учитывалось буквально все. Все храмовые хозяйства в пределах этого большого царства были слиты в единое большое хозяйство. Была проведена централизация скотоводства, т.е. все люди, которые занимаются скотоводством, имели над собой, скажем, министерство скотоводства, начальников, которые за это отвечали. Там, где существует бюрократия, там существует цивилизация...
Все царство было разделено на округа. Никаких номов не осталось, теперь это стали области, губернии, и началось активное формирование новой бюрократии. Должен же был кто-то подписывать это огромное множество бухгалтерских документов.
Повышается спрос на рабочую силу, повышается благосостояние людей, растут и их симпатии к новой власти - возникает консенсус.
Происходит упорядочение культов богов. Если раньше что ни город, то новый бог, теперь всем полагается почитать одних и тех же богов. Или, скажем, вам оставляются ваши боги, но их должны признать и во всех остальных областях. Главным богом был признан тот же Энлиль
Ниппурский, и Ниппур таким образом остается центром культового союза.
В это время возникает, вероятно, самая изощренная и тонкая на тот момент организация общественного труда. Основной объем работы стали выполнять так называемые свободные работники, а не рабы. Это та форма общественного угнетения, которая называется по спартанской модели ...
. Это форма рабства без зависимости. Никто не имел права говорить о человеке, а тем более о мужчине, что он является рабом. Он был свободным работником, но работал он хуже раба. Такие люди назывались гуруши (мужчины) и нгеме (женщины). Это были некие свободные рабы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.