История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 45

Египет колесничное вооружение. Предполагать, что именно евреи принесли колесницу   в  Египет,  было  бы,  на  мой  взгляд,  неким  искажением исторической действительности.

Второе: судя  по  тем сведениям,  которые содержатся в египетских источниках,  гиксосы мало подходят на роль унижаемого и находящегося в рабстве  у  египетского фараона племени.  Гиксосы предстают перед нами как  безжалостные  завоеватели,  которые  оскверняли  храмы  и  чинили всевозможные  безобразия.  Не  надо  думать,  что  нашествие  гиксосов произошло как бы одномоментно:  сегодня их нет,  а  завтра  вся  земля египетская  полна  завоевателей.  Очевидно,  на  самом  деле  все было сложнее:  какая-то   часть   населения,   либо   семитического,   либо хурритоязычного, которая впоследствии была названа гиксосами, с давних пор существовала в дельте Нила,  т.е. в Нижнем Египте. И город Оварес, который стал их столицей, существовал довольно давно - по крайней мере за несколько веков до  того  времени,  которое  считается  официальной датой гиксосовского завоевания.

Значит, уже нельзя говорить о том,  что пришли некие завоеватели, которых  можно  так  или  иначе  отождествить с евреями.  Поэтому я бы предпочел   оставить   этот   вопрос    открытым.    Вообще    влияние

..............древневосточных  документов  на факт пребывания евреев в

Египте весьма мало,  ибо от того,  что мы  не  находим  таких  фактов, еврейское  пленение  из  истории Ветхого Завета никуда не девается.  А

ведь именно это для нас важно,  а не то,  подтверждается  оно  или  не подтверждается  чем-то  еще.  История движется,  и наше познание ее на основе  археологических   свидетельств   или   литературных   является

Откровением  нам.  И  то,  что  мы находим или найдем,  - это вовсе не случайность. В какие-то переломные эпохи истории материальные объекты, памятники могут быть найдены. Поэтому будем надеяться, что по молитвам нашим обретем какие-то доказательства,  которые помогут лучше осветить этот  период  истории  еврейского народа,  истории Израиля.  Но мне не хотелось бы,  чтобы на этом заострялось ваше внимание, как на каком-то очень уж важном и существенном моменте - во всяком случае больше,  чем вопрос того заслуживает.

Помните, я  приводил  отрывки из Лейденского папируса о том,  что было восстание,  и тот,  кто был на верху богатства,  оказался  беден?

Некоторые считают,  что здесь имеется в виду нашествие каких-то племен

- то ли народов моря,  то ли евреев из Палестины.  Но это  всего  лишь теория, к тому же мало имеющая отношение к Св.Писанию.

Ну а теперь приступим к нашей очередной теме. Надо сказать, что я делаю  это  с некоторым волнением,  потому что тема эта связана с теми основаниями,  теми причинами,  которые породили настоящий  мир  в  его этнолингвистическом виде,  обусловили распределение языков и народов в современном мире.

Когда в  1936  году  выходил  труд  академика  Тураева по истории древнего Востока,  академик Струве и другие советские  ученые  писали, что  Тураев  плохо  подходит  для  этой  цели,  так  как  он - человек верующий,  православный христианин,  что само по себе уже плохо.  А  с другой стороны,  он-де придерживается вредной идеи языковых семей и, в частности, признает существование некой европейской семьи.

Но сейчас  мы  вернулись  как раз к той идее,  из которой исходил академик Тураев:  все языки делятся на семьи,  группы и в этом  смысле индоевропейцы  представляли  собой в 4 - конце 5-го тысячелетия единый народ, говорящий на едином протоиндоевропейском языке.

Приблизительно в     4     тысячелетии    произошло    распадение индоевропейской языковой общности как  бы  на  три  группы:  иранскую, индоарийскую и западную (к последней относятся все германцы,  славяне, греки, армяне и т.д.). Мы с вами обратимся сейчас к истории иранской и индоарийской групп.

Откуда взялись  эти  названия  (они  позднего   характера)?   Как происходило передвижение этих групп? Одна из них осела на территории Иранского нагорья; другая - индоарийцы - продвинулась в  Индию (какое-то время она двигалась параллельно с иранской группой, когда шла через Иран,  причем передвижение шло не одной волной, а тоже группами, частями).