Были рабы, были зависимые люди - т.е. работники (о степени угнетения в древнем царстве мы можем говорить только очень осторожно), которых можно сравнить отчасти с гурушами в Месопотамии либо с частными общинниками, которые работали на месопотамского царя.
Сближает их всех то, что они все были подданными фараона, подданными царя, т.е. все находились в структуре единого, централизованного бюрократического государства. А бюрократизм был уже вполне развит, о чем сохранилось много документов на папирусе, хорошо сохранившемся в условиях Египта, в отличие от Месопотамии, где все сгнивает в сырости.
Папирус - это слово, которое дало во всех языках слово для обозначения писчего материала.
Все фараоны и цари 4,5,6 династий совершали завоевательные походы, все стремились упрочить свое государство. В разные времена они присоединяют к себе различные кусочки нубийской, ливийской территорий, но в принципе Египет представлял собой территориально некое единство,поэтому все расширения и сужения носили временный характер, то есть не происходило превращения его в империю, в грандиозное по охвату государство-конгломерат.
Внутри страны самым распространенным типом хозяйства было государственное хозяйство, когда собственником большей части всего является государство. Государственные угодья, пашни, мастерские и т.д.
Второй сектор - это сектор храмовый. Храмы обладали неким номинальным суверенитетом, который на самом деле был еще меньше, чем в эпоху классического деспотизма в Месопотамии. Т.е., храмы фактически были подчинены фараону. Здесь характерна деталь: если в Месопотамии обожествление царей происходит со времени Шульги, то в Египте оно практиковалось с самого начала.
Каким образом осуществлялось управление? Оно осуществлялось за счет бюрократов, чиновников - тех, кто контролировал, вел учетные работы. Их называли вельможами. Они во главе с чати (нечто вроде государственного канцлера) вели всю хозяйственную деятельность в государстве. Вельможи, как правило, имели свои хозяйства, которые выдавались им в служебное пользование, но и являлись их собственностью. В этих хозяйствах широко использовался наемный труд, а также труд рабов.
Вслед за эпохой древнего царства наступил так называемый переходный период. Вообще в истории Египта очень много темных страниц, это относится и к древнему царству. В частности, в 3 династии, кроме
Джесера, мы никого не знаем. Были ли у него сыновья, была ли там какая-то борьба за власть - все покрыто мраком. Непонятно, почему недостроены храмы, разбиты многие статуи, изваяния сына Хеопса ...
.Возможно, была борьба между старшим и младшим сыновьями за главенство, и младший сын победил старшего и приказал разбить его изваяния - неизвестно.
Манефон пишет, что правило десять фараонов и царствовали они 70
дней, т.е. каждый по 7 дней. Наступил период большой раздробленности, и то царство, которое было построено, перешло в новую стадию. Для того чтобы возникло новое царство, среднее, потребовалось определенное время.
Я хотел бы поговорить о письменности и о религии в качестве существенных компонентов египетской цивилизации.
Что касается письменности, то для нее египтяне использовали идеографический принцип. Им нужно было сказать "сокол" - он назывался
"гор" или "гер" - они рисовали картинку. Им нужно было сказать "рыба"
- они рисовали картинку. Им нужно было сказать "человек" - они рисовали картинку. Этот принцип продолжал действовать - при том, что фактически на его основе возникли алфавитные слоговые знаки (т.е. слог продолжал обозначать, скажем, "сокола", но обозначал и слог "ге"). То есть, значки сохранялись - 800-900 значков, минимум, который необходимо было знать. Простейший алфавит состоял из большого количества знаков, что, конечно, создавало сложности в овладении грамотой, но на этой ступени развития общества всеобщая грамотность не была необходимостью, достаточно, чтобы были грамотными писцы. В этих условиях было возможно поддерживать эту довольно громоздкую систему.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.