История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 21

Были рабы,  были зависимые  люди  -  т.е.  работники  (о  степени угнетения в древнем царстве мы можем говорить только очень осторожно), которых можно  сравнить  отчасти  с  гурушами  в  Месопотамии  либо  с частными   общинниками,   которые  работали  на  месопотамского  царя.

Сближает их всех то,  что они все были подданными фараона,  подданными царя,  т.е.  все  находились  в  структуре единого,  централизованного бюрократического государства.  А бюрократизм был уже вполне развит,  о чем  сохранилось много документов на папирусе,  хорошо сохранившемся в условиях Египта, в отличие от Месопотамии, где все сгнивает в сырости.

Папирус - это слово, которое дало во всех языках слово для обозначения писчего материала.

Все фараоны   и  цари  4,5,6  династий  совершали  завоевательные походы, все стремились упрочить свое государство. В разные времена они присоединяют к себе различные кусочки нубийской, ливийской территорий, но  в  принципе  Египет   представлял   собой   территориально   некое единство,поэтому  все  расширения и сужения носили временный характер, то есть не происходило превращения его в  империю,  в  грандиозное  по охвату государство-конгломерат.

Внутри страны  самым  распространенным   типом   хозяйства   было государственное  хозяйство,  когда  собственником  большей части всего является государство. Государственные угодья, пашни, мастерские и т.д.

Второй сектор - это сектор храмовый.  Храмы обладали неким номинальным суверенитетом,  который на самом деле был  еще  меньше,  чем  в  эпоху классического  деспотизма в Месопотамии.  Т.е.,  храмы фактически были подчинены  фараону.  Здесь  характерна  деталь:  если  в   Месопотамии обожествление  царей  происходит  со  времени Шульги,  то в Египте оно практиковалось с самого начала.

Каким образом  осуществлялось  управление?  Оно осуществлялось за счет бюрократов,  чиновников - тех,  кто  контролировал,  вел  учетные работы.  Их  называли  вельможами.  Они  во  главе с чати (нечто вроде государственного  канцлера)  вели  всю  хозяйственную  деятельность  в государстве.  Вельможи,  как  правило,  имели свои хозяйства,  которые выдавались  им   в   служебное   пользование,   но   и   являлись   их собственностью. В этих хозяйствах широко использовался наемный труд, а также труд рабов.

Вслед за   эпохой   древнего   царства  наступил  так  называемый переходный период. Вообще в истории Египта очень много темных страниц, это относится и к древнему царству.  В частности,  в 3 династии, кроме

Джесера,  мы никого не знаем.  Были ли у него  сыновья,  была  ли  там какая-то  борьба  за  власть - все покрыто мраком.  Непонятно,  почему недостроены храмы,  разбиты многие статуи,  изваяния сына  Хеопса  ...

.Возможно,   была   борьба   между  старшим  и  младшим  сыновьями  за главенство,  и младший сын победил старшего  и  приказал  разбить  его изваяния - неизвестно.

Манефон пишет,  что правило десять фараонов и царствовали они  70

дней,  т.е. каждый по 7 дней. Наступил период большой раздробленности, и то царство, которое было построено, перешло в новую стадию. Для того чтобы  возникло  новое  царство,  среднее,  потребовалось определенное время.

Я хотел  бы  поговорить  о  письменности  и  о религии в качестве существенных компонентов египетской цивилизации.

Что касается  письменности,  то  для  нее  египтяне  использовали идеографический принцип.  Им нужно было сказать "сокол" - он назывался

"гор" или "гер" - они рисовали картинку.  Им нужно было сказать "рыба"

- они рисовали  картинку.  Им  нужно  было  сказать  "человек"  -  они рисовали картинку.  Этот принцип продолжал действовать - при том,  что фактически на его основе возникли алфавитные слоговые знаки (т.е. слог продолжал обозначать,  скажем, "сокола", но обозначал и слог "ге"). То есть,  значки  сохранялись  -  800-900   значков,   минимум,   который необходимо   было   знать.  Простейший  алфавит  состоял  из  большого количества знаков,  что,  конечно,  создавало  сложности  в  овладении грамотой, но на этой ступени развития общества всеобщая грамотность не была необходимостью,  достаточно,  чтобы были грамотными писцы. В этих условиях было возможно поддерживать эту довольно громоздкую систему.