История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 35

 4именно   0христианской  наукой,  христианским  богословием замечательная идея аллегоризма в александрийской школе,  - именно в этом содержалась та  точка  над  "i",  которой не хватало.  Было уничтожено время,  оно перестало существовать как некая протяженность, оно стало существовать в типологическом смысле как одна совпадающая точка,  содержащая в себе как бы кажущуюся прямую.  Эта точка  и  есть  не  узревание  какого-то внешнего  смысла  в  истории,  перетекание  одной  религиозной эпохи в другую или наоборот,  а скорее представляет собой одну разыгрывающуюся грандиозную драму,  как бы все время сжатую до одной точки.  Вот это и есть ощущение  истории.  Именно  так  ранние  христиане  и  переживали историю.  И мне хотелось бы,  чтобы и мы посмотрели на древнюю историю именно с точки зрения  ее  самой  по  себе,  сжатой  до  максимального состояния.   Этим   максимальным   состоянием  для  меня  является  та синхрония,  тот подход,  который мы избрали для  рассмотрения  древних обществ.

Те общества,  которые  мы  рассматривали   на   прошлых   лекция, расположены  приблизительно  вокруг Средиземного моря,  т.е.  являются странами средиземноморскими,  за  исключением,  пожалуй,  Месопотамии, которая  немного  отдалена.  И  действительно  любопытно,  что  именно

Средиземное  море  является  как  бы  центром,  вокруг  которого   все строится, формируются все древние цивилизации. Мы рассмотрели какую-то часть  истории  развития  египетской   цивилизации,   мы   рассмотрели месопотамскую цивилизацию и цивилизацию,  которая находится в регионе, где располагались небольшие хурритские государства; кое-что мы увидели в Индии.

Сейчас мы  с   вами   обратимся   к   древней   истории   первого индоевропейского народа, который, безусловно, является носителем языка индоевропейской группы.

Кто такие   хетты?   Уже  открыв  Св.Писание,  Ветхий  Завет,  мы обнаруживаем,  что  там  говорится  от   присутствии   неких   хеттеян

(по-еврейски "хитти", а по-гречески "хеттайо") в Палестине, когда туда из  Египта  приходит  еврейский  народ.  Таким  образом,  единственное заключение,   которое  мы  можем  сделать,  это  то,  что  присутствие хеттского народа в  Палестине  было  известно  еще  до  появления  там евреев.  Но в книгах Исхода и Бытия мы не находим указаний, откуда они пришли и кто они такие,  они - лишь один из народов,  присутствующих в

Палестине.  Данные  Библии были единственным историческим материалом о хеттах,  которым вплоть до конца 19 века располагали  историки.  Хетты были чем-то вроде пропавшего народа, совершенно неизвестного.

Но в конце 19  века  в  Египте  была  раскопана  древняя  столица фараона  Аменхотепа  Четвертого,  на  месте  которой  сейчас находится деревушка  Телль-Амарна.  В  документах,  которые  представляют  собой переписку  фараона с различными правителями (на египетском и аккадском языках),  обнаружены упоминания о некоем государстве, о некоем народе, который  в традиционном египтологическом чтении именуется "хетти" (или по-аккадски  "хатти").  Таким  образом,  существование  этого   народа исторически   засвидетельствовано   еще   в   одном  документе,  кроме

Св.Писания.  По данным этого архива  хеттов  можно  было  локализовать совсем не в Палестине, а скорее в Сирии или Малой Азии.

Малая Азия - это большой полуостров, с одной стороны выходящий на

Черное море,  а с другой - на Средиземное. Решающим событием в истории хеттов было открытие в 1912 году немецкой археологической  экспедицией под   руководством  Винклера  на  месте  турецкой  деревушки  Богаскёй большого  архива,  который  оказался  впоследствии  архивом   столицы.

Неприметная  деревушка  хранила  под  собой  столицу  древних  хеттов, которая называлась Хаттуса.

Когда в   1915  году  лингвист  по  фамилии  Гродный  расшифровал хеттский язык,  вся историческая общественность была очень впечатлена, когда  оказалось,  что язык этого архива принадлежит к индоевропейской группе,  т.е.  к  той  группе,  к  которой  принадлежат  и  греческий, армянский,  славянские,  романский,  германский,  скандинавский  и др.