Последующие эпохи - 50-40-е годы - характеризуются некоторым ослаблением власти хеттов и многочисленными восстаниями прежних данников - подвластных государств Сирии и южной Малой Азии. На севере в это время создается ..., захватывающих Хаттусу, которое получило название Арцала - союз нувийцев, которые являлись как бы родственниками хеттов, но в условиях ослабления государства решили создать некое свое образование. Поэтому в конце 14 - начале 13 века столица была перенесена в город Татасса.
Дальнейшая история с трудом восстанавливает некую автобиографию, написанную царем Хаттусилисом Третьим, в которой он упоминает борьбу с
Ассирией и с Египтом.
Теперь несколько слов о значении и роли хеттского государства в той драме, которая разыгрывалась на древнем Востоке. С одной стороны, оно создало дополнительную угрозу с севера для Ассирии, Месопотамии и
Египта, что способствовало консолидации, упрочению Египетского государства и возникновению Ассийрийского царства. То есть, своим появлением хеттское царство способствовало усилению соседних государств.
Его значение было еще и в том, что впервые носители индоевропейских языков вышли на историческую арену. И третье его значение связано с падением Новохеттской державы, с войной между ахейцами, или древними греками, и поселениями хеттов - городом ..., т.е. Троей. Война между хеттским городом ... и греками, которые пришли их завоевывать.
Три момента: консолидация больших царств древнего мира - Ассирии и Египта; выход индоевропейцев на историческую арену; создание предпосылок для Троянской войны.
На время отвлечемся от истории хеттов - до момента, когда будем говорить о греках, и вернемся в Египет. Мы остановились на Аменхотепе
Третьем. В конце его царствования огромные перемены, которые зрели, наконец произошли, потому что следующим фараоном был Аменхотеп
Четвертый - знаменитый реформатор египетской религии. Обстановка, в которой он пришел к власти, была довольно благоприятной. Предыдущее правление было мирным, тихим, не отличалось каким-то особыми событиями. Существовал довольно прочный альянс между фиванским жречеством (т.е. жрецами бога Амона-Ра) с ... . Сразу после своего воцарения Аменхотеп Четвертый добавляет к своей титулатуре титул
"Единственный для Ра". Внешне это был еще один императорский титул, но любопытно, что Аменхотеп произвел это действие практически сразу же после воцарения, что обнаружило свой глубокий смысл впоследствии.
Постепенно и в титулатуре царя, и в его изображениях, надписях, которые делаются по мере его царствования, происходят некоторые изменения. Все большее значение начинает придаваться Солнцу в довольно интересной интерпретации. Говорится не столько о боге Солнца Ра-Амоне, сколько о видимом Солнце. Если раньше оно изображалось с атрибутами
..., то теперь царские атрибуты начинают изображаться в виде ... .
Эхнатон (или Аменхотеп Четвертый) принимает себе величественный титул
"Ра ... ликующий в небесах ...под именем своим как Шу, который есть
Атон". Здесь впервые появляется имя бога Атона.
Атон есть бог, который отождествлялся с видимой функцией Солнца.
Это был солнечный бог, но отличный от Амона-Ра, который был как бы богос Солнца невидимо, незримо. Атон - имя условное, прочтение его было спровоцировано ... . Аменхотеп Четвертый меняет свое имя: если раньше он назывался Аменхотеп, или Аманхатхи, или ..., то теперь они принимает новый титул - Эхнатон, эхо бога Атона. Следующей акцией было выяснение отношений с фиванским жречеством, которое чувствовало себя все более недовольным. Это жречество, естественно, тяготело к древнему
Амону-Ра, и выход, который предпринял в этой ситуации Эхнатон, состоял в основании новой столицы, которая носила название Ахет-Атон. Именно в этом городе был найден в конце 19 века телльамарнский архив, в котором содержались сведения о хеттском государстве.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.