История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 7

Итак, Саргон  основал  свое  царство и потихоньку начал проводить свои,  поначалу скромные,  реформы,  со временем набравшие все больший размах.  Во-первых, он отказался от системы храмового рекрутирования и стал опираться на народное ополчение.  Храмовое рекрутирование  -  это когда каждый храм местного бога обязуется в случае войны или опасности предоставить  определенное  количество  рекрутов.  Саргон   же   решил опираться  на  народное ополчение,  т.е.  на некую систему поголовного переписывания всех боеспособных мужчин и,  при необходимости,  участия всех  в  боях  с  противником.  Вторым  его  нововведением стала новая военная  тактика.  Вместо  традиционного  шумерского   способа   войны

(сталкивания  между  собой  небольших  групп тяжеловооруженных воинов, нечто вроде македонской фаланги) он  ввел  в  действие  большие  массы легковооруженных  и  подвижных воинов.  И,  в частности,  стал активно использовать лучников,  до  того  бывших  не  в  ходу  в  традиционных шумерских  военных  формированиях.  Для  лука нужна хорошая древесина, которой в Месопотамии просто не было.

Что предпринял  Саргон?  Он наладил торговую связь,  очевидно,  с

Малой  Азией,  откуда  стали  поставлять  твердые  породы  дерева  для изготовления луков, а в качестве тетивы использовались бычьи жилы. Лук для того времени был  страшным  оружием.  Во-первых,  когда  шумерские воины воюют копьем,  они рассчитывают только на силу собственных мышц, относительно небольшую.  Лук же бьет на расстоянии до 200 метров, а на расстоянии  50  метров  он  может  пробить дерево толщиной 20 см.  Эти тактико-технические   характеристики    нового    оружия,    выражаясь современным  языком,  дают  возможность  понять  смысл военной реформы

Саргона.

С таким ополчением,  с таким оружием он начал свои завоевательные походы.  Он прошел огромную территорию,  завоевав  почти  всю  Верхнюю

Месопотамию   и   вышел   к  Средиземному  морю.  Правда,  это  вопрос проблематичный,  но так считается.  Затем последовало  расширение  его интересов  на  Нижнюю  Месопотамию,  на  Шумер.  Но  он  не стал сразу объявлять войну шумерским лугалям.  Он посмотрел на ситуацию и увидел, что   среди   традиционных   номов  шумерской  Месопотамии  существует стремление к объединению.  С другой стороны,  существует то, что можно назвать раздробленностью.  То есть,  не существует нома, который можно было бы считать однозначно главным.  Если искать сильных  лидеров,  то это  был  Лагаш.  Саргон  стал искать контактов с Уруинимгиной,  царем

Лагаша,  и предложил ему выдать за себя его дочь.  Тот недооценил силу

Саргона и отказался,  за чем последовал страшный разгром войск Лагаша, сам царь был проведен в торжественной  процессии  в  Ниппуре  и  после этого умерщвлен.

Почему в  Ниппуре?  Ни   Саргон,   ни   другие   жители   Верхней

Месопотамии,  аккадцы,  не хотели порывать с древними обычаями, потому что понимали:  покуда продолжается культурная линия,  будут жить и  те социальные  стереотипы,  которые  работали  ранее.  При  резкой  смене культурных ориентиров ломаются и социальные стереотипы,  они теряются, и  начинается  полный  разгром,  полная  потеря  ориентиров,  и людьми становится невозможно управлять.  Кроме того,  надо учитывать то,  что аккадцы находились под сильным культурным влиянием шумеров.

После того,  как Уруинимгина  был  разбит,  Саргону  сопутствовал успех  в завоевании всей Нижней Месопотамии,  после чего он осуществил поход в Малую Азию и Элам.  Это было достаточно просто в  Малой  Азии, потому что там еще не было большого государства, которое способно было бы противостоять этому набегу.  Там были хеты (или хаты), которые вели полукочевой  образ жизни и в силу отсутствия государственной структуры не могли организовать тыл - то,  что является  основой  ведения  войны государством.     Естественно,    что    государство,    как    жестко структурированная часть  общества,  мобилизующая  и  формирующая  его, помогает  вести  войну.  Кочевое племя такой структурой не обладает и, соответственно, проигрывает.