Рождение мировоззрения Нового времени

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Бердяев, «к несчастью, однако, Просвещение одновременно утверждало самодостаточность человека, возводя преграду между человеком и вечными истинами христианства... В этом истоки трагедии новейшей истории. ... Бог стал врагом Человека, а человек врагом Бога».

Рождение индивидуализма неразрывно связано с третьей составляющей нового самосознания, с Великими географическими открытиями и изменением представлений о мире. «Если бы средневекового человека спросили, что такое Европа, он бы ответил: это пространство человеческого бытия, «орбис террарум», духом Христовым оживленное и сформировавшееся как великое единство Церкви и государства, окруженное по краям грозными врагами – гуннами и исламом» (Гвардини). Выход за его пределы средневековый человек считал почти греховным. По воззрениям средневекового человека свобода путешествия была равнозначна богохульству. У Данте в "Божественной комедии" Одиссей в своих странствиях вышел за Геркулесовы столбы и тем самым вышел за ограниченный ему предел. Данте помещает его за этот поступок в один из последних кругов ада. Прошло сто лет, и итальянцы бросились во все концы мира, открыли Америку, путь в Индию и т.д.

В результате географических открытий мир начинает расширяться, разрывает свои границы. Вырисовываются подлинные границы земного шара. Оказывается, что во все стороны можно двигаться без конца.  «Определявшая  прежний характер  жизни  и творчества  воля  к ограничению ослабевает, просыпается новая воля, для которой всякое расширение  границ  воспринимается  как  освобождение. Великие географические открытия укрепили веру человека в свои силы, открыли перед ним новые возможности и перспективы. Европа пришла в движение» (Гвардини). Выражением нового самосознания стало, по мнению историков общественного сознания, освобождением человека от парализующего всякую деятельность «страха» перед собственным бессилием, собственной беспомощностью, страха, вырастающего из сознания собственного греха. А вслед за этим освобождением рождалось ощущение собственной силы и способности принимать ответственные решения и достигать поставленных целей[32].

Это новое самосознание отразилось в последующем рождении национальной светской литературы. Одним из любимых персонажей ее на первых порах становится ученый доктор Фауст - человек, который   заключил союз с дьяволом (впервые у К. Марло в 1594)[33]. Фауст стал символической фигурой для начального этапа Нового времени, какой для века Просвещения позднее станет Робинзон Крузо из романа Д. Дефо.

Реальный д-р Фаустус был бродячим лекарем-шарлатаном и ярмарочным фокусником, который умер в Штейфене в Брейсгау в 1541. Предположительно он, как и Коперник, окончил Краковский университет и часто наведывался в разные университеты Германии, представляясь Магистром Георгием Сабелликом Фаустом Младшим. Он прославился своим богохульством, ложными «чудесами», вроде обращения воды в вино, и заявлением, что он заключил союз с дьяволом. Его похождения вдохновили целый поток так называемых Faustbuchs (книг о Фаусте). Первая из этих книг («Народная книга»), составленная во Франкфурте в 1587, была переведена на датский в 1588, на французский и голландский в 1592, на английский до 1594 и на чешский в 1602.

В  народных преданиях и легендах, в авторских повествованиях

Похожие материалы

Информация о работе