Бердяев, «к несчастью, однако, Просвещение одновременно утверждало самодостаточность человека, возводя преграду между человеком и вечными истинами христианства... В этом истоки трагедии новейшей истории. ... Бог стал врагом Человека, а человек врагом Бога».
Рождение индивидуализма неразрывно связано с третьей составляющей нового самосознания, с Великими географическими открытиями и изменением представлений о мире. «Если бы средневекового человека спросили, что такое Европа, он бы ответил: это пространство человеческого бытия, «орбис террарум», духом Христовым оживленное и сформировавшееся как великое единство Церкви и государства, окруженное по краям грозными врагами – гуннами и исламом» (Гвардини). Выход за его пределы средневековый человек считал почти греховным. По воззрениям средневекового человека свобода путешествия была равнозначна богохульству. У Данте в "Божественной комедии" Одиссей в своих странствиях вышел за Геркулесовы столбы и тем самым вышел за ограниченный ему предел. Данте помещает его за этот поступок в один из последних кругов ада. Прошло сто лет, и итальянцы бросились во все концы мира, открыли Америку, путь в Индию и т.д.
В результате географических открытий мир начинает расширяться, разрывает свои границы. Вырисовываются подлинные границы земного шара. Оказывается, что во все стороны можно двигаться без конца. «Определявшая прежний характер жизни и творчества воля к ограничению ослабевает, просыпается новая воля, для которой всякое расширение границ воспринимается как освобождение. Великие географические открытия укрепили веру человека в свои силы, открыли перед ним новые возможности и перспективы. Европа пришла в движение» (Гвардини). Выражением нового самосознания стало, по мнению историков общественного сознания, освобождением человека от парализующего всякую деятельность «страха» перед собственным бессилием, собственной беспомощностью, страха, вырастающего из сознания собственного греха. А вслед за этим освобождением рождалось ощущение собственной силы и способности принимать ответственные решения и достигать поставленных целей[32].
Это новое самосознание отразилось в последующем рождении национальной светской литературы. Одним из любимых персонажей ее на первых порах становится ученый доктор Фауст - человек, который заключил союз с дьяволом (впервые у К. Марло в 1594)[33]. Фауст стал символической фигурой для начального этапа Нового времени, какой для века Просвещения позднее станет Робинзон Крузо из романа Д. Дефо.
Реальный д-р Фаустус был бродячим лекарем-шарлатаном и ярмарочным фокусником, который умер в Штейфене в Брейсгау в 1541. Предположительно он, как и Коперник, окончил Краковский университет и часто наведывался в разные университеты Германии, представляясь Магистром Георгием Сабелликом Фаустом Младшим. Он прославился своим богохульством, ложными «чудесами», вроде обращения воды в вино, и заявлением, что он заключил союз с дьяволом. Его похождения вдохновили целый поток так называемых Faustbuchs (книг о Фаусте). Первая из этих книг («Народная книга»), составленная во Франкфурте в 1587, была переведена на датский в 1588, на французский и голландский в 1592, на английский до 1594 и на чешский в 1602.
В народных преданиях и легендах, в авторских повествованиях
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.