Содержание курса, экзаменационные вопросы и темы рефератов по дисциплине "История цивилизаций и культуры Древнего мира"

Страницы работы

Фрагмент текста работы


Амирханов Х.А., Белинцева И.В., Гуляев В.И., Зинченко С.А., Каганович Б.С.

ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И КУЛЬТУР ДРЕВНЕГО МИРА

ВВЕДЕНИЕ

Курс "История цивилизаций и культуры Древнего мира" посвящен изучению возникновения, формирования и падения человеческих цивилизаций Древнего мира, включающего как культурное пространство Древнего Востока, так и античности. История Древнего мира охватывает значительный хронологический период, начиная с появления Homo sapiens (40-20 тыс. до н.э.) и становления первобытного общества, и заканчивая первыми столетиями новой эры - временем заката античности (V в. до н.э.). Зародившаяся в далекие времена культура включает огромные территории Древнего Египта, Передней Азии и Ближнего Востока, Малой Азии, Восточного и Западного Средиземноморья с островами, а также отдельные области Северной и Южной Америки. Основным предметом внимания в курсе являются евроазиатские и мезоамериканские цивилизации - крупные социальные общности людей, отличающиеся особым способом жизнедеятельности, и их культура, под которой понимается совокупность условий духовной и материальной жизни на конкретной территории в определенную эпоху. Особенности жизнедеятельности и культуры выражаются у разных народов (или их групп) прежде всего в характерных приметах образа жизни и "картины мира" как совокупной системы миропредставлений. В событиях политической истории и хозяйственной практики каждое общество обретает собственный специфический опыт жизнедеятельности, обобщаемый им в системе ценностных установок - представлений об истине, благе, красоте и т.д., т.е. в духовной культуре. В эпоху первобытности и раннеклассовых цивилизаций отчетливо прослеживаются процессы становления цивилизационных признаков, дающих возможность понимания действия механизмов социального и культурного генезиса человеческого общества.

Курс "История цивилизаций и культуры Древнего мира" делится на две части: 1) История цивилизаций и культур Древнего Востока; 2) История и культура Древней Греции и Древнего Рима. Десять разделов, охватывающих обе части, посвящены рассмотрению особенностей исторического процесса и культуры определенного региона и периода:

Раздел I. Теоретические проблемы историй цивилизаций древности;

Раздел II. История и культура эпохи первобытности;

Раздел III. Древние цивилизации на территории Месопотамии (III-II тыс. до н.э.);

Раздел IV. Цивилизации на территориях, соседних с Месопотамией во II тыс. до н.э.;

Раздел V. История и культура Древнего Египта;

Раздел VI. Ближний Восток в период империй;

Раздел VII. Древняя Мезоамерика;

Раздел VIII. История и культура Древней Греции;

Раздел IX. Эллинизм;

Раздел X. История и культура Древнего Рима.

Широта охватываемого материала позволяет выявить не только черты самобытности, но и приметы определенного сходства в развитии древних цивилизаций.

Задача данного курса - показать в событиях истории, объектах материальной или духовной культуры характерные черты разных цивилизаций, особенности определяющих религиозных установок сознания, специфику культурной самобытности, отличающую то или иное древнее общество на разных этапах эволюции. В ходе обучения студенты должны ознакомиться с основными фактами и проблемами древней истории и культуры, а также с важнейшими концепциями, подходами и методами их исследования. Социально-политические аспекты древности рассматриваются наряду с аспектами культурными, под знаком историзма и понимания целостного облика той или иной цивилизации. Материалы событийной истории привлекаются в курсе в равной мере со свидетельствами по истории повседневности, общественной психологии, проявлений ментальности и особенностей образа жизни. При освоении курса следует учитывать, что древние народы жили не в изоляции: общаясь, воюя или торгуя, они обменивались элементами собственных ценностных систем, мировоззрения, образа жизни, культуры. Целостное изучение истории цивилизаций и культуры Древнего мира позволяет проследить, каким путем

Похожие материалы

Информация о работе