-^.Дизельное топливо
Рис. 1. Схема получения фракций моторных топлив
В соответствии с разработанной в УГНТУ технологией (рис.1), в первой ректификационной колонне получают фракции бензина, остаток колонны направляется на разделение во вторую колонну, в которой выделяются авиакеросин и дизельное топливо, годные к непосредственному употреблению.
Повышение октанового числа прямогонных бензиновых фракций
Октановое число прямогонных фракций бензина низкое - не более 60 пунктов. На нефтеперерабатывающих заводах применяются несколько процессов получения высокооктановых фракций. В промысловых условиях наиболее приемлемым является риформи-рование прямогонных бензиновых фракций (рис. 2).
Установка риформинга бензина включает реактор, в котором на платиновом катализаторе бензиновые фракции контактируют с водородсодержащим газом, сепаратор для отделения водородсо-держащего газа от жидкой фазы, стабилизационную колонну, в которой выделяют риформат - высокооктановую фракцию. Рабочая температура 400-500 °С, давление 0,5-1,5 МПа. Чем выше требуемое октановое число риформата, тем жестче рабочий режим.
Необходимый для реакции водород получается непосредственно на установке в виде водородосодержащего газа. Балансовый его избыток направляется в печь в качестве топлива.
138
Водородсодержащий газ
"►Газ
1 |
|
Бензин ^'^ |
-► Рибормат
Рис. 2. Установка риформинга бензина
Разделение газового конденсата в горизонтальном фракционирующем аппарате
В УГНТУ разработан процесс разделения многокомпонентной смеси, основанный на совмещении процессов многоступенчатого испарения и многоступенчатой конденсации в одном аппарате горизонтального исполнения. Особенностью процесса, в отличие от типовых, является возможность работы в условиях, близких к термодинамически обратимому разделению, а также более полное использование теплоты теплоносителей. Эффективность одной совмещенной ступени конденсации-испарения составляет 0,6-0,8 теоретических тарелок.
Разработана технология получения фракций моторных топ-лив из газового конденсата в горизонтальном фракционирующем аппарате (рис. 3).
Исходный газовый конденсат подается в среднюю зону аппарата, с противоположных концов аппарата отводятся фракции бензина и дизельного топлива. Теплота и холод на фракционирование вводятся тепло-(хладо-)носителем, циркулирующим по замкнутому контуру.
139
Бензин
Газовый конденсат
-► Дизельное топливо
Рис. 3. Схема получения фракций моторных топлив в горизонтальном
фракционирующем аппарате
Проведен монтаж опытной малогабаритной передвижной установки, производительностью 4 тыс. т/год по газовому конденсату. Горизонтальный фракционирующий аппарат включает 40 совмещенных ступеней конденсации-испарения. Общая длина аппарата равна 3,5 м, диаметр 0,5 м. Нагрев теплоносителя осуществляется в электропечи. Установка размещается на передвижной платформе размером 3,0 х 6,0 х 2,7 м.
© А.В. Соколовский, А.Р. Хафизов
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗРАБОТКИ ГАЗОВЫХ И ГАЗОКОНДЕНСАТНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
СоколовскийЛ.В.(ТФ УГНТУ), ХафизовЛ.Р.(ГНФ УГНТУ)
Основные направления научно-исследовательских
работ УГНТУ по повышению качества подготовки
природного газа и конденсата
Открытие новых месторождений, изменяющиеся в процессе разработки месторождений условия добычи и подготовки углеводородов требуют поиска методов и средств, обеспечивающих эффективность технологий бурения и эксплуатации скважин, качест-
140
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.