Проблемы повышения качества осушки газа, страница 57

 



-^.Дизельное топливо


Рис. 1. Схема получения фракций моторных топлив

В соответствии с разработанной в УГНТУ технологией (рис.1), в первой ректификационной колонне получают фракции бензина, остаток колонны направляется на разделение во вторую колонну, в которой выделяются авиакеросин и дизельное топливо, годные к непосредственному употреблению.

Повышение октанового числа прямогонных бензиновых фракций

Октановое число прямогонных фракций бензина низкое - не более 60 пунктов. На нефтеперерабатывающих заводах применя­ются несколько процессов получения высокооктановых фракций. В промысловых условиях наиболее приемлемым является риформи-рование прямогонных бензиновых фракций (рис. 2).

Установка риформинга бензина включает реактор, в котором на платиновом катализаторе бензиновые фракции контактируют с водородсодержащим газом, сепаратор для отделения водородсо-держащего газа от жидкой фазы, стабилизационную колонну, в ко­торой выделяют риформат - высокооктановую фракцию. Рабочая температура 400-500 °С, давление 0,5-1,5 МПа. Чем выше требуе­мое октановое число риформата, тем жестче рабочий режим.

Необходимый для реакции водород получается непосредст­венно на установке в виде водородосодержащего газа. Балансовый его избыток направляется в печь в качестве топлива.

138


Водородсодержащий газ


"►Газ


 


1

Бензин ^'^

-► Рибормат

Рис. 2. Установка риформинга бензина

Разделение газового конденсата в горизонтальном фракционирующем аппарате

В УГНТУ разработан процесс разделения многокомпонент­ной смеси, основанный на совмещении процессов многоступенча­того испарения и многоступенчатой конденсации в одном аппарате горизонтального исполнения. Особенностью процесса, в отличие от типовых, является возможность работы в условиях, близких к термодинамически обратимому разделению, а также более полное использование теплоты теплоносителей. Эффективность одной со­вмещенной ступени конденсации-испарения составляет 0,6-0,8 тео­ретических тарелок.

Разработана технология получения фракций моторных топ-лив из газового конденсата в горизонтальном фракционирующем аппарате (рис. 3).

Исходный газовый конденсат подается в среднюю зону аппа­рата, с противоположных концов аппарата отводятся фракции бен­зина и дизельного топлива. Теплота и холод на фракционирование вводятся тепло-(хладо-)носителем, циркулирующим по замкнутому контуру.

139


Бензин


 





 


Газовый конденсат


-► Дизельное топливо


Рис. 3. Схема получения фракций моторных топлив в горизонтальном

фракционирующем аппарате

Проведен монтаж опытной малогабаритной передвижной ус­тановки, производительностью 4 тыс. т/год по газовому конденса­ту. Горизонтальный фракционирующий аппарат включает 40 со­вмещенных ступеней конденсации-испарения. Общая длина аппа­рата равна 3,5 м, диаметр 0,5 м. Нагрев теплоносителя осуществля­ется в электропечи. Установка размещается на передвижной плат­форме размером 3,0 х 6,0 х 2,7 м.

© А.В. Соколовский, А.Р. Хафизов

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗРАБОТКИ ГАЗОВЫХ И ГАЗОКОНДЕНСАТНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

СоколовскийЛ.В.(ТФ УГНТУ), ХафизовЛ.Р.(ГНФ УГНТУ)

Основные направления научно-исследовательских

работ УГНТУ по повышению качества подготовки

природного газа и конденсата

Открытие новых месторождений, изменяющиеся в процессе разработки месторождений условия добычи и подготовки углево­дородов требуют поиска методов и средств, обеспечивающих эф­фективность технологий бурения и эксплуатации скважин, качест-

140