Проблемы повышения качества осушки газа, страница 56

со

с:

5

II о.

s а

с

О

о

8

а о

(О

а

а а)


-30

a

-28 -27 -26 -25 ■24 23 ■22 -2t ■20 ■19 16 ■17 15 15



ГЙО        1100         1200         1300        1400         1500         tCOO         1700         ДО

Подачарегенерированногогликоля, кг/ч


1900


Рис. 3. Зависимость температуры точки росы от подачи регенерированного гликоля: а - замеренная влагомером "Харьков-1М"; б - рассчитанная по концентрации НТЭГа, отобранного с фильтрующей секции

135


По результатам обследования УКПГ проведены расчеты (Н.Я. Зайцевым) аппарата по математической модели. Из данных расчета видно, что суммарное эквивалентное число теоретических тарелок при подаче РТЭГа на 3-ю тарелку аппарата составили 1,105 шт., а при подаче РТЭГа на 5-ю - 1,656 шт., при этом жидко­стная нагрузка на фильтрующую тарелку значительно ниже. Кроме того, установлено, что величина жидкостной нагрузки на фильт­рующую секцию снижается с уменьшением эквивалентного числа теоретических тарелок в абсорбере. Это подтверждает то, что верхняя часть аппарата (сепарационная и фильтрующая тарелки) работает как дополнительные массообменные тарелки, что значи­тельно увеличивает суммарное эквивалентное число теоретических тарелок.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что при работе аппаратов на ТЭГе необходимость подачи РТЭГа на 5-ю массообменную тарелку очевидна и подтверждается эксперимен­тально.

Выводы

Основным направлением совершенствования конструкции абсорберов на УКПГ Ямсовейского ГКМ следует считать разра­ботку технических решений по улучшению гидродинамики массо-обменной секции аппарата с целью расширения ее расходного диа­пазона существования эффективного противотока и предотвраще­ния выноса жидкости в фильтрующую секцию; испытание сепара-ционных материалов для фильтрующей секции, не склонных к за­биванию механическими примесями и пригодных к многократному использованию; повышение глубины осушки газа, а также поиск средств, способных уменьшить пенообразование ТЭГа.

136


© Т.Г. Умергалин

ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ ИЗ ГАЗОВЫХ КОНДЕНСАТОВ

Умергалин ТТ. (УГНТУ)

Получение прямогонных фракций моторных топлив

Анализ состава уникальных газовых конденсатов месторож­дений Западной Сибири (низкое содержание в них ароматических углеводородов), показывает целесообразность их углубленной пе­реработки с получением высококачественных нефтепродуктов. Производство моторных топлив, столь необходимых для собствен­ных нужд, предпочтительно организовать в районах добычи.

В Уфимском государственном нефтяном техническом уни­верситете (УГНТУ) разработана технология получения из стабиль­ного и светлого газового конденсата фракций бензина и дизельного топлива по одноколонной схеме. В соответствии с технологией, нагретый стабильный газовый конденсат вводится в ректификаци­онную колонну, бензиновые фракции получаются в виде дистилля­та, остатком является дизельное топливо.

В соответствии с требованиями возможно получение как зим-нено, так и летнего дизельного топлива. Полученные бензиновые фракции используются как компонент компаундирования с высокоок­тановыми фракциями для получения автомобильных бензинов.

При разделении нестабильного газового конденсата прово­дится выделение легких компонентоЕ из бензиновых фракций или из газового конденсата в дополнительной ректификационной ко­лонне. В этом случае выделенные легкие компоненты могут быть использованы в качестве растворителя парафиновых отложений.

Фракционный состав газовых конденсатов месторождений Западной Сибири позволяет получать на установке первичной пе­регонки авиакеросины марок ТС-1, Т-2, РТ, соответствующие тре­бованиям ГОСТа, с содержанием ароматических углеводородов не более 22 %, общей серы не более 0,1-0,2 % масс, фактических смол не более 5 мг/100 см3.

137


Бензин


-► Керосин


Газоконденсат