115
масла в гликоле и ориентировать персонал на выявление масла в застойных зонах и его удаление.
Следует сказать также, что присутствие масла на стенках те-плообменных трубок АВО ухудшает теплопередачу и снижает эффективность работы АВО.
В перспективе с пуском в эксплуатацию II очереди ДКС проблемы, связанные с поступлением масла в систему осушки и регенерации УКПГ, станут еще актуальнее. Учитывая, что проектом не предусмотрена очистка газа после ДКС от масла, целесообразно обратиться к отраслевым научным и конструкторским организациям за предложениями технических решений данной проблемы.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на процесс гликолевой осушки газа, является температура контакта "газ-ДЭГ". При работе с ДКС температура контакта определяется температурой газа на выходе из АВО ДКС. Режим работы АВО напрямую связан с температурой окружающей среды. Анализ среднемесячных температур, проведенный УНИПРом, показывает, что после ввода в эксплуатацию ДКС средняя температура контакта в абсорберах повысилась на 2-3 °С, что соответственно повлекло за собой некоторое ухудшение качества газа. В самый теплый период наблюдается повышение температуры газа на выходе из АВО ДКС до 20 -25 °С, что связано с высокой температурой наружного воздуха. В зимний период температуру после ДКС приходится искусственно поддерживать на уровне 13-15 °С, из-за того, что происходит образование гидратов в нижних теплообменных трубках АВО. При дальнейшей эксплуатации с повышением степени сжатия на ДКС проблема поддержания рабочей температуры процесса осушки газа станет еще острее.
Проектные решения по охлаждению осушенного газа основаны на использовании аппаратов воздушного охлаждения. Подземная прокладка межпромысловых коллекторов в условиях мно-голетнемерзлых просадочных грунтов предъявляет повышенные требования к температуре газа, которая должна поддерживаться круглогодично 0 -г- 2 °С. Практика показывает, что при температуре окружающей среды выше 20 °С в летний период температура осушенного газа, поступающего в межпромысловые коллекторы, дос-
116
тигает до 10 -4-15 °С, что приводит к растеплению грунтов в зоне трубопроводов.
Для решения проблем, связанных с повышением качества газа, эффективностью эксплуатации Ямбургского ГКМ в компрессорный период, необходимо обратиться к отраслевым научным и проектным организациям. Конкретные задачи, требующие новых технических решений, могут быть сформулированы следующим образом.
Для предотвращения попадания масла в систему УКПГ необходимы:
1) разработка технических предложений по улавливанию
масла после АВО ДКС;
2) модернизация уплотнений нагнетателей ГПА ДКС;
3) обеспечение контроля
за появлением масла в емкостях Е-4
и
своевременным его удалением.
Для понижения температуры абсорбции:
1) использование
источников искусственного холода (ПХУ,
водоаммиачных
или фреоновых установок);
2) модернизация
существующих АВО и разработка более
эффективной
теплообменной аппаратуры;
3) рассмотрение возможности дополнительного ингибирования сырого газа на выходе из ГПА ДКС .
© Р.Х. Сулейманов, С.Д. Шиняев, А.А. Ершов
ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ГАЗА В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ ГАЗА НА ЯМБУРГСКОМ ГКМ
Сулейманов Р.Х., Шиняев С.Д., Ершов А.А. (ООО "Ямбурггаздобыча")
Основным показателем качества транспортируемого газа является температура точки росы (ТТР), которая определяется количеством паров воды и углеводородов в газе.
На протяжении многих лет для измерения ТТР использовались приборы конденсационного типа "Харьков- 1М", нХарьков-2", "Градиент-2", "Харьков-4". При измерении ТТР приборами конден-
117
сационного типа "Харьков" определяется температура среды, при которой происходит конденсация малых капель, находящихся в газе, на поверхности измерительной камеры прибора.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.