Эксплуатация УКПГ с пуском ДКС потребовала от оперативного персонала дополнительных усилий, направленных не только на обеспечение качественных показателей готовой продукции, но и одновременно устойчивое поддержание эффективных режимов работы отдельных аппаратов УКПГ.
Наиболее важными проблемами эксплуатации УКПГ при работе в компрессорный период являются повышение температуры процесса осушки газа и накопление масла в системе регенерации ДЭГа.
В летний период повышенная температура наружного воздуха не позволяет эффективно охлаждать газ до нужной температуры, а в зимний период после компримирования газа в теплообмен-ных трубках АВО происходит загидрачивание. Кроме этих факторов, появление турбинного масла с ДКС в системе подготовки газа к транспорту создает дополнительные проблемы, которые недостаточно изучены.
Согласно технологическому регламенту по эксплуатации ДКС, нормы расхода реагентов предусматривают безвозвратные потери турбинного масла марки ТП-22С, используемого для уплотнений нагнетателей турбокомпрессоров, до 9 т/год.
Появление масла в системе подготовки газа к транспорту ведет к его накоплению в отстойных зонах подготовки газа и к отрицательному влиянию на качество газа.
Проверка качества газа, выполненная службой НИЛ техники и технологии Управления научных и производственных работ (УНИПР) ООО "Ямбурггаздобыча", показала, что отклонения температуры точки росы газа от требований ОСТ 51.40-93 в 1999-2000 гг. наблюдались на УКПГ-6. При анализе технологического процесса не было обнаружено отклонений от регламента по эксплуатации УКПГ-6. Кроме того, отклонения температуры точки росы носили необъяснимый характер. Более детальный анализ работы аппаратов, а также УКПГ и ДКС в целом позволили предположить возможность накопления жидких углеводородов (компрессорного масла,
114
уносимого с ДКС, и др.) в гликоле. Для исследования была выбрана емкость регенерированного ДЭГа, объем которой 50 м3.
УНИПРом было разработано, изготовлено, испытано и использовано в процессе работы специальное устройство, которое получило название "Зонд-1".
В результате исследований установлено, что жидкость в емкости Е-4 при уровне 104 см состояла из трех слоев. Верхний слой высотой около 40 см представлял собой жидкость, относительная плотность которой составила 879 кг/м3, вязкость около 27 мм2/с, что близко к параметрам турбинного масла ТП-22С нагнетателя турбокомпрессора ДКС. Промежуточный слой имел высоту 3...5 см, предположительно смесь гликоля, масла и других взвешенных компонентов. Нижний слой жидкости - регенерированный ДЭГ.
Из полученных данных следует, что в емкости Е-4 накапливается масло, уносимое с газом из нагнетателей турбокомпрессоров ДКС. Визуальный контроль уровня жидкости по уровнемерному стеклу и по прибору ДСС не дает достоверной информации. При наличии большого количества масла в емкости Е-4 и низком уровне ДЭГа масло может захватываться в депрессионной воронке насосом Н-10 и вместе с регенерированным гликолем поступать в абсорбер, тем самым ухудшая его функциональные возможности по осушке газа.
Проверка емкостей Е-4 на других УКПГ, где имеются ДКС, показала присутствие слоя масла 2...6 см. Контрольная проверка емкостей Е-4 на УКПГ, где нет ДКС, показала отсутствие слоя масла.
Присутствие масла в больших количествах в емкости Е-4 и поступление его в массообменную секцию абсорбера приводит к ухудшению качества газа, отклонению температуры точки росы от требований ОСТ 51.40-93, к уносу масла в межпромысловый коллектор и далее в магистральный газопровод.
Одновременно с ухудшением качества осушенного газа наблюдается повышение концентрации регенерированного ДЭГа, что может дезинформировать обслуживающий персонал. Это объясняется методикой определения концентрации ДЭГа, так как при анализе определяется количество воды, а не количество самого гликоля. Повышение концентрации ДЭГа при снижении качества осушаемого газа может служить признаком появления турбинного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.