Проблемы повышения качества осушки газа, страница 46

Эксплуатация УКПГ с пуском ДКС потребовала от опера­тивного персонала дополнительных усилий, направленных не только на обеспечение качественных показателей готовой продук­ции, но и одновременно устойчивое поддержание эффективных режимов работы отдельных аппаратов УКПГ.

Наиболее важными проблемами эксплуатации УКПГ при ра­боте в компрессорный период являются повышение температуры процесса осушки газа и накопление масла в системе регенерации ДЭГа.

В летний период повышенная температура наружного возду­ха не позволяет эффективно охлаждать газ до нужной температу­ры, а в зимний период после компримирования газа в теплообмен-ных трубках АВО происходит загидрачивание. Кроме этих факто­ров, появление турбинного масла с ДКС в системе подготовки газа к транспорту создает дополнительные проблемы, которые недоста­точно изучены.

Согласно технологическому регламенту по эксплуатации ДКС, нормы расхода реагентов предусматривают безвозвратные потери турбинного масла марки ТП-22С, используемого для уплотнений нагнетателей турбокомпрессоров, до 9 т/год.

Появление масла в системе подготовки газа к транспорту ве­дет к его накоплению в отстойных зонах подготовки газа и к отри­цательному влиянию на качество газа.

Проверка качества газа, выполненная службой НИЛ техники и технологии Управления научных и производственных работ (УНИПР) ООО "Ямбурггаздобыча", показала, что отклонения темпе­ратуры точки росы газа от требований ОСТ 51.40-93 в 1999-2000 гг. наблюдались на УКПГ-6. При анализе технологического процесса не было обнаружено отклонений от регламента по эксплуатации УКПГ-6. Кроме того, отклонения температуры точки росы носили необъяснимый характер. Более детальный анализ работы аппара­тов, а также УКПГ и ДКС в целом позволили предположить воз­можность накопления жидких углеводородов (компрессорного масла,

114


уносимого с ДКС, и др.) в гликоле. Для исследования была выбра­на емкость регенерированного ДЭГа, объем которой 50 м3.

УНИПРом было разработано, изготовлено, испытано и ис­пользовано в процессе работы специальное устройство, которое получило название "Зонд-1".

В результате исследований установлено, что жидкость в ем­кости Е-4 при уровне 104 см состояла из трех слоев. Верхний слой высотой около 40 см представлял собой жидкость, относительная плотность которой составила 879 кг/м3, вязкость около 27 мм2/с, что близко к параметрам турбинного масла ТП-22С нагнетателя турбокомпрессора ДКС. Промежуточный слой имел высоту 3...5 см, предположительно смесь гликоля, масла и других взвешенных компонентов. Нижний слой жидкости - регенерированный ДЭГ.

Из полученных данных следует, что в емкости Е-4 накапли­вается масло, уносимое с газом из нагнетателей турбокомпрессоров ДКС. Визуальный контроль уровня жидкости по уровнемерному стеклу и по прибору ДСС не дает достоверной информации. При наличии большого количества масла в емкости Е-4 и низком уров­не ДЭГа масло может захватываться в депрессионной воронке на­сосом Н-10 и вместе с регенерированным гликолем поступать в абсорбер, тем самым ухудшая его функциональные возможности по осушке газа.

Проверка емкостей Е-4 на других УКПГ, где имеются ДКС, показала присутствие слоя масла 2...6 см. Контрольная проверка емкостей Е-4 на УКПГ, где нет ДКС, показала отсутствие слоя масла.

Присутствие масла в больших количествах в емкости Е-4 и поступление его в массообменную секцию абсорбера приводит к ухудшению качества газа, отклонению температуры точки росы от требований ОСТ 51.40-93, к уносу масла в межпромысловый кол­лектор и далее в магистральный газопровод.

Одновременно с ухудшением качества осушенного газа на­блюдается повышение концентрации регенерированного ДЭГа, что может дезинформировать обслуживающий персонал. Это объясня­ется методикой определения концентрации ДЭГа, так как при ана­лизе определяется количество воды, а не количество самого глико­ля. Повышение концентрации ДЭГа при снижении качества осу­шаемого газа может служить признаком появления турбинного